Как и почему современное искусство уходит в диджитал? Говорят художники

Ученые ищут следы жизни на Марсе, корабли SpaceX Илона Маска отправляют к звездам космических туристов, а представители арт-сообщества уже сейчас приближают кибербудущее — своим искусством. Специально для BURO. пять молодых художников, которые создают свои работы с помощью новейших технологий, рассказали о цифровой этике, виртуальной телесности и безграничных возможностях метавселенных.


Полина Абина

художница 8-го сезона «Открытых студий "Винзавода"»


О РОЛИ ТЕХНОЛОГИЙ

Жизнь современного человека не может быть отделена от технологий, если вы, конечно, не отшельник. Дело не только в том, что весь наш «технологический быт» построен на ежедневном взаимодействии с телефоном или ноутбуком. Взять медицину: пандемия открыла для многих аппарат искусственной вентиляции легких, который спасает миллионы жизней. В стереотипном разговоре про современные технологии о таких фундаментальных прорывах речь заходит нечасто.

Технический прогресс невозможно оценивать субъективно в рамках морально-оценочных суждений — например, зло или благо. Технологии — это инструмент в первую очередь, а уже потом последствия.


О ВОЗМОЖНОСТЯХ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ

Метавселенная не отрицает традиционное искусство и никак не противопоставляется ему. Метаверс — это просто площадка для размещения искусства.

Как это работает: например, у тебя есть работы, которые ты хочешь экспонировать. Для этого тебе нужно создать 3D-модель пространства, в которую ты хочешь их поместить, — это цифровая галерея. Затем ты размещаешь свою галерею в метавселенной (их существует много, это как разные социальные сети, выбираешь, какая нравится), проводишь там небольшой косметический ремонт и задаешь нужный масштаб всех объектов. Готово. Кидаешь ссылку своим друзьям и тусуешься с ними на открытии своей выставки.

Суть пользовательского опыта в том, что ты взаимодействуешь с пространством и объектами виртуально — как в компьютерной игре, при этом есть личное общение со зрителями в прямом эфире, даже если вы физически находитесь в разных точках планеты.


О ТЕМАХ, ФОРМАТАХ И ИНСТРУМЕНТАХ

Мне кажется, все, что нас окружает в мире, является не менее значимым субъектом, чем мы сами. Одна из центральных тем для меня: отношения субъект — объект, а если точнее, субъект — субъект. Цифровая среда, как и физическая реальность, для меня самостоятельная действующая единица по своей сути. Мне интересно искать точки пересечения между digital- и физической реальностью: в моей практике, помимо саунд-арта и цифровых проектов, есть и физические работы — графика, объекты из свалянной шерсти, инсталляции. Для каждой темы я выбираю определенный медиум. Виртуальная среда дает возможность по-новому высказаться на тему телесности — за пределами человеческого тела, когда ты исследуешь возможности движений своего аватара и ощущения человека в digital-оболочке.


Юрий и Анатолий Зеленские

3TWINS


О ДИДЖИТАЛ-ПРАКТИКАХ

Мы практикующие архитекторы, создаем крупномасштабные стрит-арт-работы в городских пространствах. Когда во время пандемии все закрылось, мы стали переосмыслять, как в новых условиях транслировать свое искусство. Родилась идея размещать его в виде цифровых структур прямо на улицах: дополненная реальность стала для нас новым инструментом контакта с людьми.

Сейчас мы работаем с mixed reality, или смешанной реальностью: интегрируем диджитал-объекты в физическое пространство. Наложение диджитал-слоев на окружающую действительность происходит через интервенции — когда ты в привычной среде размещаешь цифровой объект, которого там в реальности не должно быть. Это всегда вызывает вау-эффект или как минимум заставляет среагировать. По сути, мы перенесли свои уличные практики на цифровую среду: только теперь мы взаимодействуем с контекстом и зрителями в диджитал-формате.


О ВОЗМОЖНОСТЯХ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ

Метавселенные — это просто новый контекст. Где при этом нет никаких рамок. В архитектурной практике много проектов идет в стол: всем известно про бумажную архитектуру. Ты можешь что угодно придумать, нарисовать, смоделировать, но не дойти до реализации своего проекта. Метаверс дает независимый вектор развития, где ты как архитектор и художник можешь воплощать любые замыслы, минуя любые обстоятельства, сковывающие тебя в обычной жизни.

Работа с материей никуда не исчезает, просто в диджитал-среде ты сам задаешь материал и генерируешь уникальные текстуры. С помощью датчика-лидара или фотограмметрии мы снимаем физические объекты, в процессе они искажаются, и мы получаем какие-то невероятные сюрреалистические формы.

На основе одного 3D-скана мы сделали полноценную локацию в Spatial: просто отсканировали зимой сухостои в сугробе и увеличили их в диджитал-пространстве до огромных масштабов. Теперь эти сухостои выглядят как лес, но предельно искаженный — что-то такое из сна. Эксперименты с параметрами и новыми интерфейсами всегда гиперинтересны.


О РЫНКЕ ДИДЖИТАЛ-ИСКУССТВА

Художественная ценность работ в диджитале определяется так же, как и у традиционных произведений: насколько сильная концепция, насколько технически круто сделано. Все те же параметры: идея, визуал, техника, стиль. К этому просто добавляется цифровая эстетика.

Приобретение цифрового искусства — это история больше про коллекционирование, про чувство обладания. Инфраструктура цифрового рынка на площадках Foundation, OpenSea, SuperRare, Rarible устроена так, что ты можешь легко что-то купить и так же легко продать. Ты и коллекционер, и покупатель, и продавец. Во многом это про инвестирование, но при этом ты тоже можешь испытать чувство прекрасного — зависит от автора и его работы.

В ближайшем будущем цифровой рынок станет суперпопулярным. Пацанчики с района уже в курсе, что такое NFT — люди сегодня хоть и поверхностно, но знают о токенах, аватарах или блокчейнах. Со временем это войдет в обиход на уровне быта и перестанет всех удивлять.


О НЕЙРОСЕТЯХ

Один из самых заметных трендов — работа с нейронными сетями. По текстовому запросу ты можешь сгенерировать любое изображение, 3D-модель объекта, даже видео. Это мощный толчок для тех, кто сам не рисует: теперь с помощью слов возможно создавать визуальные произведения. И тебе не нужен художник, видеомонтажер, 3D-моделист, никто.

С одной стороны, это взаимодействие интересно, с другой — у нейросетей получается настолько крутой результат, что невольно вспоминаешь из истории времена промышленной революции, когда станки и машины заменили живых людей. Высоки шансы, что и технологии могут заменить художников. Сейчас это не вызывает страх, скорее просто завораживает.


Алексей Рябов

художник 8-го сезона «Открытых студий "Винзавода"»


ОБ ИСКУССТВЕ БУДУЩЕГО

Я не знаю, каким будет искусство будущего. Даже не догадываюсь. Но, полагаю, что останется человеческая коммуникация. И не просто останется, а продолжит быть основой искусства вопреки предположениям теоретиков альтернативного гуманизма.

Победит ли в будущем цифровое искусство? Для победы нужна борьба. Я замечаю, что сейчас всем уже ясно, что цифровые и аналоговые медиа имеют как свои преимущества, так и свои недостатки. Глупо было бы отказываться от преимуществ в том и в другом.


О МЕТОДАХ РАБОТЫ

В общих категориях описать работу художника в сфере цифрового искусства сложно, все индивидуально. Моя работа начинается с ручных эскизов карандашом на бумаге. Потом я подключаю к процессу графический планшет и компьютерные программы — трехмерные редакторы. Иногда я отдаю программе управление, чтобы она самостоятельно додумала и смоделировала отдельные элементы. Но при этом на каждом этапе работы я не могу обойтись без бумаги и карандаша.

Виртуальное пространство неорганично и неестественно. В напряжении между действительностью и виртуальностью — физическом ли, концептуальном ли — и заключена, на мой взгляд, привлекательность виртуального пространства.

В настоящее время в искусстве меня больше всего волнуют проблемы визуальности и художественного образа — старые темы, не потерявшие своей актуальности. Инструменты цифровых медиа обогащают наши возможности, даже когда мы обращаемся к уже вечным вопросам искусства.

Сейчас вместе с художниками группы «Багрянка» я работаю над проектом художественного исследования Поморья. И мы используем в основном карандаши и бумагу. Какие технологии нам потребуется дальше в этом проекте, мы пока не задумываемся. Цифровые технологии для меня не самоцель, а просто инструмент.


Кирилл Контре

участник фестиваля Rosbank Future Cities 2022

(с 22 августа его работу Biomorphism можно будет увидеть на цифровых экранах в пяти городах России, в том числе — кинотеатра «Октябрь» в Москве)


О ЦИФРОВОЙ ЭТИКЕ

Цифровая этика в диджитал-пространстве ровно такая же, как и в офлайне. Границы высказываний в цифровой среде устанавливаются по тем же моральным принципам и социальным нормам. Можно вспомнить кейс со скандалом вокруг домогательств и агрессии в пространстве метаверса. Несмотря на то что в цифровой среде присутствует более сложная визуальная структура и образность, а способы выражения своей позиции по каким-либо острым вопросам отличаются, соблюдение этических правил в Сети никто не отменял.


О РАЗНИЦЕ ТРАДИЦИОННЫХ И ЦИФРОВЫХ ФОРМ ИСКУССТВА

Взаимодействие со сферой чувственного в диджитал-арте происходит так же: через цвета, формы, символы, смыслы, истории, звуки, движения, пластику. Только в цифровом искусстве, в отличие от традиционного, художники могут вызывать реакцию у зрителя посредством нескольких каналов воздействия и способов выражения одновременно, компилируя их друг с другом.

Понятия прекрасного и отвратительного менялись из века в век, они всегда трансформируются. Сейчас границы между этими полярными категориями практически стерты. Благодаря распространению технологий, когда даже у людей из африканских племен, живущих в домах из ветвей, травы и глины, есть смартфоны с интернетом, каждый обрел свое право голоса. Сейчас тебе не нужно зависеть от арт-критиков или галеристов, которые пытаются навязать свое мнение о том, что красиво и имеет ценность, а что нет. Сейчас ты решаешь сам, прекрасно, или отвратительно, или даже прекрасно-отвратительно.


О ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТИ ЦИФРОВОГО ИСКУССТВА

Концепция Web 3.0, цифровые активы, метавселенные, искусственный интеллект и тому подобное — нечто новое, странное, непривычное. Неизведанное всегда притягательно. Для меня же это просто художественные инструменты, призванные решать определенные задачи. NFT решает задачу монетизирования и понятной системы авторских прав для диджитал-художников. Это прогресс, мы всегда будем находиться в процессе совершенствования и поиска новых решений.

В ближайшем будущем искусство будет стремиться к гибридности. Это происходит уже сейчас, но в дальнейшем тенденция станет еще ощутимее: разные сферы искусства не смогут существовать обособленно друг от друга, они перемешаются и примут новые формы коммуникации со зрителем.

15.08.22, 14:23