Олимпийские игры, «Формула-1», чемпионат мира по футболу, Универсиада — мероприятия, которые дали большой толчок для развития туристической инфраструктуры России. Появились курорты и отели, рабочие места и возможности, международный обмен профессиональными знаниями и новые профессии, институты и школы гостеприимства и сервиса. Но главный вопрос сегодня: а что будет дальше? Тревел-эксперт Денис Завазальский побеседовал с коллегами и попытался узнать, что происходит с внутренним туризмом и путешествиями за пределы страны.
Ольга Филипенкова
директор по стратегическому развитию курорта Красная Поляна
Артём Клыков
директор по развитию Университета гостеприимства SWISSAM
Александр Бердышев
эксперт в области международных путешествий, гендиректор Magnum Travel Club
Станислав Смирнов
эксперт в сфере гостеприимства и издатель Antenna Daily
В начале 2014-го в воздухе висел вопрос: что делать в горах России, кроме как кататься на лыжах зимой? Ответ последовал незамедлительно: летом этого же года команда курортов предложила туристическому рынку «гору развлечений» в любой сезон года (список обновляется на регулярной основе). Сейчас в туристическом сообществе мнения расходятся. Кто-то говорит, что спрос на отдых резко падает, другие, наоборот, пророчат высокую загрузку объектов размещения и курортов.
Ольга Филипенкова:
«В летнем сочинском споре "горы или море" сейчас побеждают первые. Если еще пять лет назад туристы летом выбирали горы по остаточному принципу (размещение дешевле, чем на море), то теперь предпочтение отдается именно горам, прежде всего по причине более комфортного климата, развитой инфраструктуры, продуманных развлечений, камерности, комфортности горной среды. Соотношение "летних" и "зимних" туристов сейчас 50 на 50. При этом лето на курорте длится семь-восемь месяцев, а зима — четыре-пять. Прогноз на летний сезон — рост турпотока на 20%. Глубина бронирований на июнь по отношению к прошлому году увеличилась на 50%, что позволяет надеяться на хороший сезон и востребованность летнего отдыха в горах».
По данным Центра экономики рынков, в 2021 году гостиничный рынок практически вернулся к показателям допандемийного уровня: если в 2020-м количество гостиниц составляло 20,4 тысячи объектов, то в 2021-м этот показатель вырос на 3% — до 21 тысячи объектов.
Раньше инвесторы и собственники отелей, старающиеся обеспечить и сохранить международные стандарты сервиса и гостеприимства, привлекали международный менеджмент. Обязательным условием при приеме на работу остальных сотрудников в отель было знание английского языка.
Артём Клыков:
«Исход иностранного менеджмента, уже имевший место в 2014–2015 годах, активно происходит и сейчас. Однако за последние годы индустрия пополнилась плеядой русских управленцев, воспитанных в западной философии гостеприимства, проходивших стажировку или обучение за рубежом и перенявших лучшие отраслевые стандарты. Встав у руля отелей в Москве, Санкт-Петербурге и регионах, они уже доказали эффективность в управлении объектами на высоком профессиональном уровне. В ближайшие годы мы будем наблюдать дальнейший рост количества локальных менеджеров. Тем не менее постоянное обучение и прокачка компетенций, получение новых знаний являются обязательными для всех работников индустрии гостеприимства. Рынок въездного туризма, испытывающий сейчас масштабные изменения, переориентируется на прием гостей из стран Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки, поэтому знание английского языка останется актуальным для сотрудников объектов, рассчитывающих на этот поток».
Гастрономия как культурный феномен уже твердо закрепилась в нашем сознании. При планировании путешествия для нас важно, где вкусно и интересно поесть. Последние 10 лет в России развивается гастрономический туризм. Особенно активно показали себя Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург, Казань, Сочи. В 2021 году в столице прошла первая церемония вручения звезд гида Michelin, где девять ресторанов были отмечены звездами, а три получили зеленую звезду. Но в индустрии остается более сотни заведений, которые удивляют потребителя качеством, разнообразием блюд, интерьерными решениями и, главное, ценой. Чтобы попасть в некоторые из ресторанов приходится ждать недели, а то и месяцы.
Станислав Смирнов:
«Сегодня мы наблюдаем настоящий бум открытий новых проектов как в Москве и Петербурге, так и за их пределами. Найти проекты, достойные звезд гидов, можно даже в лесах Карелии. Например, в ресторане отеля "Дача Винтера", что в четырех часах езды от Петербурга. Собственно, местоположение во многом и диктует стиль ресторана — это традиционная карельская кухня в современной интерпретации. Сезонно акцент делается на местных гастрономических специалитетах — грибах, ягодах, рыбе и дичи. В Петербурге, помимо раскрученных имен, есть более камерные, но не менее интересные. Например, ресторан баскской кухни Bilbao, где эффектно объединили локальные продукты и традиции региона басков. Рестораторы и шеф-повара поездили по миру, учились и стажировались в разных проектах и ресторанах. Что важно, они не копируют другие проекты, а создают свои. Из новых масштабных открытий: уже в июне в Новгородской области запустится этнодеревня "Хольмгард" с рестораном северной кухни "Вереск". Нас ждут локальные специалитеты, фермерские продукты и настоящее иммерсивное погружение в гастрономию древней Руси и Скандинавии».
И здесь хочется отметить, что коллеги из ресторанного сектора всегда отличаются мобильностью и гибкостью к любым условиям. Они быстро ориентируются в пространстве и тенденциях, тем самым создают актуальный продукт для своего потребителя.
Как быть тем, кто привык путешествовать по миру, выбирая комфорт и эксклюзивность? Как путешествовать в новой реальности и о каких нюансах нужно знать?
Александр Бердышев:
«Период пандемии и последние события показали, что все клиенты, привыкшие к роскошному отдыху, по-прежнему стремятся отдыхать за границей, поэтому мы видим продолжающийся активный интерес к ОАЭ, особенно к отелям с собственными пляжами (Four Seasons Resort, Dubai at Jumeirah Beach, Bvlgari Resort, Dubai и курортам группы Jumeirah и One&Only Royal Mirage). Также сохраняется тенденция отдыха на Мальдивах, которые одними из первых начали принимать туристов во время пандемии. Хотя теперь туда можно добраться только с пересадками, но благодаря этому увеличивается длительность отдыха.
Мы снова видим второе рождение Турции и особенно Стамбула, ставшего сейчас в буквальном смысле одним из единственных хабов для перелетов в Европу. Многие туристы интересуются отелями, где можно арендовать апартаменты на длительное время, например CVK Park Bosphorus. В связи с высоким спросом билеты Turkish Airlines стоят гораздо выше, чем обычно. Повышение стоимости авиаперевозок зависит от двух факторов: спроса при ограниченном предложении и изменениях валютного курса. Те, кто любит Европу, очень позитивно восприняли отмену ковидных ограничений в Италии и Франции, поэтому наблюдается интерес к Лазурному Берегу, Риму и Флоренции. Большим спросом пользуются отели Portrait Roma и Portrait Firenze, так как они больше напоминают стильные апартаменты, где есть даже небольшая кухня.
На сегодняшний день сложно делать долгосрочные прогнозы, но могу сказать, что состоятельные туристы не переставали путешествовать в период пандемии, не перестанут и сейчас. Ограничения коснуться среднего класса в большей степени из-за повышения цен на билеты».
Как сказала одна из туристок: «В стрессе можно находиться бесконечно, но надо продолжать жить и растить детей». Да, надо продолжать жить и по возможности путешествовать. Ведь история нашей жизни — это отчасти история наших путешествий.
Сегодня мы находимся в точке перемен, где каждую секунду рождается новая реальность. И тут важно держать руку на пульсе и следить за изменениями в сфере туризма, как локального, так и международного.
18.04.22, 18:37