Стремительные изменения во всех сферах нашей жизни только подтверждают теорию о том, что ничто не вечно. А как же искусство? С ним всё понятно и сложно одновременно. Попросили представителей арт-сообщества рассказать о состоянии индустрии на текущий момент и ответить на один из волнующих вопросов: стоит ли инвестировать в искусство в России, и если да, то в какое.
основательница галереи современного искусства «Галерея 21», проектов InArt и InvestArt, меценат ГМИИ им. Пушкина
художник, основатель дизайн-бюро Ufo Design Vision, меценат музея Тропинина
Гриневич:
Современное искусство сегодня, как правило, подразумевает концептуальность. Проще говоря, сейчас человечество переживает новый Ренессанс. Эпоха Возрождения характеризовалась новым пониманием личности человека, стремлением познать реальность, выразить ее многообразие и красоту через искусство. Точно так же происходит и сейчас, в XX веке, определяются новые художественные приемы. Только если в XIV веке в центре всего стоял человек, то сегодня даже мысль может являться произведением искусства. Чтобы лучше разобраться в современном искусстве, я рекомендую прочитать книги Пегги Гуггенхайм, которая собрала лучшую коллекцию искусства первой половины XX века и открыла Джексона Поллока.
Что касается имен, я бы выделил Марселя Дюшана с его «Фонтаном», Джозефа Кошута с инсталляцией «Один и три стула», Марину Абрамович и ее знаменитый перформанс «Ритм 0», Кристиана Болтанского с его тонкими, а порой и страшными, инсталляциями, Герхарда Рихтера, одного из самых дорогих художников в мире, Ансельма Кифера — то, что он создает, уму непостижимо. Ну и, пожалуй, отмечу «любителя бананов» Маурицио Каттелана, который всё может превратить в фарс и трагикомедию.
Подойницына:
В международной практике современное искусство — это Postwar and Contemporary Art (послевоенное и актуальное искусство). Мы руководствуемся этим же подходом. В базе российских современных художников InArt более 2 700 имен. Это авторы после 1920 года рождения, связанные с российским контекстом и участвующие в выставочных проектах российских институций, которые признаны в нашем арт-сообществе. InArt выделяет несколько больших групп художников в зависимости от того, на каком этапе своей художественной карьеры они находятся:
1. Baby-birds artists, начинающие карьеру. Это, например, Александр Бирук, Артем Лоскутов, Елизавета Глушкова, Даша Мальцева.
2. Red-chips artists — авторы, которые исследуют разные медиа и темы, но уже успели заявить о себе сотрудничеством с галереями, участием в важных проектах. К ним относятся Пасмур Рачуйко, Влад Кульков, Андрей Андреев, Алиса Горелова, Настя Миро.
3. Mid-career artists — художники, развивающие карьеру и метод, у них есть многолетнее сотрудничество с галереями, опыт музейных проектов в России и за рубежом. Например, Мария Сафронова, Александр Дашевский, Антон Кузнецов, Елена Ковылина.
4. Established artists — активно работающие, художественная карьера которых полностью сложилась. Наверняка все слышали о Владимире Дубосарском или Валерии Кошлякове.
5. Blue-chips artists — мастера с грандиозным художественным бэкграундом. Это авторы, у которых есть представители на развитых рынках, а также вторичный рынок. Это Илья Кабаков, Эрик Булатов, Олег Васильев.
Гриневич:
Где появилось первое изобразительное искусство? Конечно же, в пещерах. Люди украшали свои дома, культовые сооружения. А теперь подумаем, что же является самым надежным видом инвестиций? Конечно же, инвестиции в недвижимость. Соответственно, всё, что касается обустройства недвижимости, — это и произведения искусства, и антиквариат. Еще со времен Возрождения произведения искусства предназначались для конкретных пространств: Да Винчи создавал «Тайную вечерю» для доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие, Микеланджело расписывал Сикстинскую капеллу.
Но со временем люди поняли, что искусство — это часть мануфактурного труда, они обладают уникальностью и хорошо продаются, становятся раритетами. Картины стали ценными, когда представители светской и духовной власти стали создавать первые частные коллекции, доступные общественности: Пинакотека Амброзиана в Милане, галерея Уффици во Флоренции, Эрмитаж. За столетия ничего не изменилось. Разве что в XIX веке на смену аристократам пришли представители промышленного бизнеса: если на первые поколения приходилось формирование капитала, то уже последующие, создавая образ новой аристократии в поддержку своего имиджа, стали точно так же создавать частные галереи и музеи, например, музей Гуггенхайма и Третьяковскую галерею.
Подойницына:
Инвестирование в искусство имеет очень длинную историю. Однако это всегда ассоциировалось с меценатством, крупными вложениями, элитарностью. В последние же несколько лет в инвестирование и коллекционирование пришли миллениалы с собственным подходом. С их стороны есть запрос на альтернативные инвестиции, эмоциональную добавленную стоимость, социальную значимость. Искусство во многом предполагает личную вовлеченность — картина может просто нравиться или не нравиться, с ней могут быть связаны личные переживания. При этом инвесторы ожидают, что всё будет быстро, прозрачно и онлайн. Востребованы инструменты, объединяющие субъективные и объективные характеристики искусства. Группы, на которые InArt ранжирует художников (см. выше), помогают оценить степень риска и инвестиционную привлекательность.
Так, baby-birds — это высокая степень риска: никто не может предсказать, как сложится их карьера, потому что они только начали творческий путь. Из плюсов — относительно доступные цены, которые могут сильно вырасти. Инвестиции в red-chips — риск, оправданный перспективами художника стать звездным. Уже можно понять примерную траекторию развития его карьеры: он окончил профильный университет, сотрудничал с «правильными» площадками. При этом цены на работы в силу небольшого опыта все еще невысоки.
Mid-career — «стабильные» художники. Их уже покупают коллекционеры, обеспечивая определенный уровень цен, а выставочный бэкграунд позволяет попадать в музеи. Еще ниже инвестиционные риски с established artists — работы этих авторов точно не потеряют в цене, хотя и не вырастут в цене в десять и более раз, как это возможно с baby-birds. Это надежное вложение капитала. Наименее рискованно покупать blue-chips, за работы которых идет борьба на международных аукционах. Спрос тут всегда превышает предложение, это самый ликвидный актив.
Подойницына:
Дилеры и фонды — институциональная часть арт-сообщества. Они связывают между собой художников и коллекционеров. Являются своего рода проводниками, именно в их руках сосредоточена основная информация. InArt прилагает много усилий к тому, чтобы сделать арт-рынок максимально прозрачным и понятным, наладить обмен информацией между всеми участниками.
Гриневич:
Любая коллекция нуждается в профессиональном подходе. Особенно сложно оценивать работы современных авторов: будет ли их стоимость расти или о них забудут, как только спадет хайп, созданный пиарщиками. Поэтому многие считают, что лучше вкладываться в художников предыдущих поколений, уже покинувших этот мир, — они не преподносят сюрпризов. Именно арт-дилеры помогают связать галереи, частные коллекции, оказывают услуги по составлению кейсов коллекционирования. Всё это попадает в арт-фонды, которые не только помогают выставлять работы, сохранять и увеличивать коллекции своих клиентов, но и занимаются серьезной благотворительной деятельностью через многочисленные пожертвования и систему грантов.
Подойницына:
Инвестиции в искусство — всегда средние или долгосрочные. То есть для того, чтобы дождаться повышения цены на работы художников, нужно дождаться изменений в его карьере. Плюс, конечно, продать работу мгновенно тоже не получится. Вторичный рынок в России пока развит не очень сильно. Но мы как раз занимаемся разработкой новой платформы и инструментов, которые помогут ему расти быстрее. Однако в определенном смысле, инвестируя в искусство, вы всегда остаетесь в выигрыше: у вас физически остаются предметы искусства в пространстве, а также в качестве наследства. Помимо этого, с искусством могут быть связаны и ваши переживания, и впечатления.
Вкладываясь в искусство художников-современников, вы становитесь соучастником развития их карьеры. За те десять лет, что я занимаюсь галерейным делом, российский арт-рынок стал гораздо более открытым и дружелюбным к бизнес-среде, инвесторам и начинающим коллекционерам. Мы уверены, что эта тенденция сохранится, и сами прикладываем все усилия, чтобы приблизить это светлое будущее. Сейчас мир современного искусства действительно становится все более прозрачным. Прогресс не стоит на месте, и с развитием технологий процесс будет только ускоряться.
Гриневич:
Проводя параллели с Ренессансом, хочется вспоминать имя Джорджио Вазари и его многочисленные жизнеописания великих художественных деятелей эпохи Возрождения. О чем нам говорят его труды? О том, что популярные в настоящий момент художники и авторы не всегда проходят проверку временем. Безусловно, давать прогнозы очень сложно, но важно знать, что понимание художником условий рынка, следования им, некоторая предсказуемость и новизна работ, трудолюбие позволяют достигнуть успеха. А говоря об инвестициях и искусстве, от себя могу добавить только одно: «Аrs longa, vita brevis». Искусство — единственная понятная инвестиция, которая в наименьшей мере подвержена структурным изменениям в экономике и биржевым скачкам.
06.10.22, 18:50