Один из важнейших культурных ньюсмейкеров последнего времени Даша Жукова рассказывает о том, как продвигать на Запад русскую арт-сцену и зачем покупать искусство онлайн
Даша Жукова активно инвестирует в арт-проекты мирового и локального масштаба, выпускает собственный журнал, много путешествует, прекрасно выглядит и не менее прекрасно разбирается в том, о чем говорит. Мы долго пытались поймать Дашу, чтобы взять у нее интервью, и, наконец, нам это удалось.
Прежде всего, хочется спросить вас, как идут дела у вашего журнала Garage? Как вообще возникла идея его создания?
Журнал Garage — это возможность воплощения проектов, по разным причинам неосуществимых в стенах Центра современной культуры "Гараж". Проектов, выходящих за рамки выставки или лекции. В мире есть очень много фотографов, художников и дизайнеров, о которых мы хотели бы рассказывать людям в рамках нашего журнала. Это слияние искусства и моды, и в этом смысле Garage являет собой уникальный продукт.
Известно, что вам всегда была очень близка мода. Достаточно вспомнить марку Kova & T, которая в определенный момент стала очень популярной. Какие у вас взаимоотношения с фэшн-индустрией сейчас?
Kova & T — это бренд, который я запустила со своей подругой, когда мы закончили учебу в колледже. Но я всегда отвечала больше за стратегию, нежели за дизайн. Это был очень увлекательный и познавательный процесс — я многому научилась. В настоящее время бренд Kova & T мне не принадлежит, свою долю я продала. Что касается моды, то да — я очень люблю моду (смеется). Но я ненавижу шопинг!
Скажите, как нам лучше всего продвигать современное русское искусство, чтобы выделиться на фоне других стран?
Наша страна на протяжении многих лет была в культурной изоляции, и нам просто необходимо время. И, тем не менее, любое творческое начинание, которое зарождается в России, должно быть самобытным и самостоятельным и не должно копировать то, что происходит за рубежом. Это и есть ключ к успеху. Необходимо быть честным перед самим собой и остальным миром — тогда все получится. Ведь у России очень богатое культурное наследие.
Расскажите про работу с Ремом Колхасом над павильонами "Шестигранник" и "Времена года" в Парке Горького, куда вы, как известно, скоро собираетесь перенести свой "Гараж".
Реконструкцию "Времен года" (здание бывшего ресторана 5500 кв.м, известного в 60-е гг. — прим.ред.) мы планируем закончить в начале 2015 года. На работу с павильоном "Шестигранник" постройки 1923 года потребуется немного больше времени. Вообще переезд "Гаража" в Парк Горького стал отправной точкой для построения долгосрочной стратегии развития Центра как международной независимой институции.
Должна признать, работать с Колхасом очень увлекательно. Рем заставил меня по-другому смотреть на архитектуру. Если раньше я воспринимала ее только с эстетической и функциональной точек зрения, то Рем научил меня видеть в ней еще и социально-политический контекст, то есть то, как она соотносится с общественными потребностями той или иной страны.
Что-то особенное вы планируете делать на новой площадке?
Помимо выставочной программы, которую мы планируем расширить, мы еще больше сфокусируемся на образовательной и исследовательской деятельности "Гаража" в различных направлениях. Также, на основе нашего уникального архива современного российского искусства, будет открыта публичная библиотека.
В прошлом году вы стали лауреатом престижной премии Leo Award, которые дают за достижения в области современного искусства. Насколько для вас важна эта награда?
Мне приятно, что профессиональное арт-сообщество и действующие эксперты высоко оценили мою деятельность.
А расскажите немного об электронной площадке Artsy, со-инвестором которой вы являетесь. Это ведь действительно новая эра в арт-индустрии — покупать предметы искусства онлайн.
Да, идея Artsy состоит в том, что каждый, у кого под рукой есть интернет, мог покупать арт-объекты. Платформа имеет такую технологическую начинку, которая позволяет открывать для себя искусство, подробно его изучать и коллекционировать. На Artsy собрано более 75 тысяч работ из более, чем 1400 галерей и 170 музеев и фондов. За последний год площадка также наладила контакты с 20 главными арт-ярмарками. Очень важна образовательная составляющая этого проекта. Платформа Artsy основана на уникальном алгоритме Art Genome Project, который "линкует" художников и произведения искусства согласно их общим признакам, что дает бесконечные возможности для самообразования. Я считаю, что на сегодняшний день Artsy является единственной онлайн-платформой, претендующей на роль market place.
Какое произведение искусства вы бы мечтали иметь в своей коллекции?
Пожалуй, скульптуру Ричарда Серры.
Вы считаете себя человеком мира?
Я везде чувствую себя как дома, мне по душе путешествия — я люблю мир и люблю исследовать разные культуры.
Тогда будет особенно интересно узнать ваше мнение насчет Катара как ближневосточного центра искусств? Там ведь сейчас настоящий арт-бум. Шейха аль Маясса, сестра катарского эмира и глава ведомства музеев Катара, возглавила рейтинг "Топ 100" от Art Review.
Я считаю, что искусство — это прекрасный инструмент для модернизации и развития общества и культуры, а перемены такого рода всегда к лучшему. И меня восхищает деятельность Шейхи аль Маяссы.
Что помимо искусства и моды вам сегодня еще интересно?
Образование. Мне очень важно, чтобы образовательная деятельность "Гаража" продолжала набирать обороты, расширять программу и увеличивать аудиторию. Мы постоянно инициируем новые форматы, которые были бы интересны людям разных возрастов. Лично я очень люблю семейные курсы по современному искусству, которые я всегда посещаю с сыном во время приезда в Москву. Точно могу рекомендовать курсы по архитектуре, фотографии и арт-терапию.
А насколько вам близка политика?
Я каждый день читаю газеты (смеется).
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7