Как избежать неприятностей и получить удовольствие от еды

Неудачный визит

Наш гастрономический обозреватель Владимир Гридин совершенно серьезно сравнивает новый ресторан с театральной премьерой и дает дельные советы о том, как избежать разочарований

По роду службы я хожу в рестораны раз пять в неделю, не меньше. И очень, очень редко мне попадаются места, где было бы откровенно невкусно, хамовато или неприятно. Другое дело мои друзья и знакомые. Им такие заведения попадаются на дороге так же часто, как «лежачие полицейские». Надо признать, неудачные визиты бывают у всех. И сложно сказать, что становится их причиной.

Иногда слава ресторана бежит впереди его возможностей. Скажем, место только что открылось, о нем написало несколько популярных ресурсов, народ помчался любоваться чудесами кулинарной мысли, а кухня возьми да не выдержи такой нервной нагрузки. Ну не успели еще повара приноровиться к новым рецептурам, официанты — к быстрому приему заказов и подаче блюд. Это в государственных театрах режиссеры репетируют-полируют спектакли, а интеллигентная публика нет-нет да и простит позабытую реплику, не заметит перепутанных фраз. В ресторане  каждый день простоя равен дню оплаченной аренды без прибыли, а потому на раздумья времени нет. Тут как в бою  либо пан, либо пропал. Поэтому одна моя знакомая так расстроилась, когда решила отправиться в новый ресторан едва ли не через неделю после открытия. Она в него так и не попала: очередь желающих растянулась на несколько метров. Так что примите совет номер один: не спешите в новый ресторан, дайте ему шанс обкатать кухню, устранить все ошибки, отладить сервис. Не зря театральные критики старой закалки предпочитают смотреть не генеральный прогон, а пятую премьеру.

Чаще всего пропадает настроение: ресторан все-таки очень атмосферная штука. Поход на ужин для нас по-прежнему не рутина, а событие. Настраиваясь на праздник, не стоит забывать, что он зависит не только от вас, но и от кучи незнакомых людей, так что испортить его может кто угодно. Однажды я был на шикарном банкете и наш стол обслуживали две девушки. Первая работала у стола, вторая выносила блюда из кухни в зал. Каждый раз, когда она появлялась из-за занавески, она жевала — и не прекращала делать это, пока вновь не скрывалась за ней. У меня сложилось довольно неприятное ощущение, что она тайком подъедает еду с тарелок. Администратор развеял мои опасения: оказывается, официантка страдала редкой разновидностью нервного тика. Осадочек, однако, остался.  В вашем случае это не обязательно будет нерасторопный официант или хостес с вечным «Вас ожидают?», от которого так и веет холодом присутственного места. Слишком шумная компания, бегающее по залу с задорными криками беспризорное чадо, назойливый сосед  каждый способен испортить впечатление от нового ресторана, как неопытный актер  спектакль. И, скорее всего, вы не дадите заведению второй шанс. Так что совет номер два: помните, что человеческий фактор не должен повлиять на то, как вы оцените еду.

При выборе ресторана мы прежде всего смотрим отзывы на него. Многие выбирают ресторан по обзорам критиков и потом пеняют: «Ну как же так, все было так вкусно описано, а нам те же блюда приготовили из рук вон, официанты ловили мух и вообще чаевые вымогали». Что тут сказать? Разве только то, что ресторанов со стабильным качеством приготовления каждого конкретного блюда у нас единицы, а бой за него стал важнейшей частью работы любого ресторатора. Кроме того, если мы не говорим о фастфуде и сетевых заведениях, ресторан  это кутюрное ателье, в котором шеф, как опытный закройщик, может менять блюдо на свое усмотрение. Так, однажды мне принесли блюдо без заявленного бекона (повар просто о нем забыл), а моему знакомому  картофельное ризотто без анонсированных гребешков (они закончились на кухне, а сообщить об этом клиенту не удосужились). И вот вам совет номер три: выбирая ресторан по отзывам друзей, знакомых и критиков, вы рискуете ничем не меньше, чем отправляясь в него наобум. Сегодня прима поет божественно, а завтра съела булочку или расстроилась из-за чего-то — и голос звучит вовсе не так. Вкус каждого из нас индивидуален — и не факт, что воспетое кем-то блюдо понравится лично вам.

Значит ли это, что ресторанная карта Москвы  минное поле без опознавательных знаков? Отнюдь! Просто для того, чтобы научиться читать ее как открытую книгу, требуется практика. Так не упускайте возможности ее нарабатывать!