Экскурс в историю авангарда в Еврейском музее и центре толерантности
Сегодня мир искусства празднует 125-летие со дня рождения советского архитектора-авангардиста Константина Мельникова, а Еврейский музей и центр толерантности устраивает в его честь публичную беседу под названием «Классик авангарда»
Константин Мельников не только изменил представление современников о том, как могут выглядеть дома, клубы, гаражи и даже павильоны стран на всемирных выставках, но и вывел Советский Союз в архитектурный авангард. Дистанцировавшись от других архитекторов и творческих объединений, Мельников стал говорить на собственном, совершенно особенном языке, который быстро запомнился миру. Уже один из его первых проектов — павильон «Махорка», выстроенный специально к открытию Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, проходившей в 1923 году, — привлек к себе повышенное внимание общественности. И если Синдикат махорочной промышленности новаторский подход Мельникова не оценил, то главный архитектор выставки Алексей Щусев, напротив, остался им доволен и начинания молодого конструктивиста поддержал.
От достижений региональных — к интернациональным: чуть больше чем через год Константин Мельников начинает строить советский павильон на Всемирной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже. Миссия была крайне ответственной — СССР только наладил дипломатические отношения с Францией, так что на выставке явно хотел блеснуть. Одержав победу в закрытом конкурсе среди архитекторов, — попросту говоря, в тендере — Мельников приступил к реализации задуманного и выстроил в Париже двухэтажный деревянный остекленный павильон с открытой лестницей, делившей прямоугольное здание по диагонали.
Английский писатель Брюс Чатвин в своей книге «Утц и другие истории из мира искусства», вспоминая личную встречу с архитектором, рассуждал: «Сам Мельников, отвечая на свой же вопрос: «Что же мешает гению проявить себя в архитектуре?», — писал, что нехватка у него денег превратилась в «огромное богатство воображения». Чувство самостоятельности пересиливало в нем всякое чувство осторожности, а практические соображения экономии заставляли его, выражаясь в относительных категориях, ставить на карту столько же, сколько ставил Брунеллески, когда строил купол флорентийского собора».
Живя в мире архитектурных идей, архитектор и собственный дом хотел видеть соответствующим своим взглядам. Так появился известный сегодня во всем мире Дом Мельникова в Кривоарбатском переулке. В нем находилась и мастерская Константина Мельникова, свет в которую проникал через множество шестигранных окон, сразу выделявших белый дом необычной геометрической формы среди других жилых зданий. И если увидеть дом архитектора небезразличные к его творчеству люди могут только с недавних пор, то другое здание постройки конструктивиста — Бахметьевский гараж — давно живет новой жизнью, причем, как это ни странно, связанной не с автобусами и автомобилями, но с искусством: сначала здесь находился музей современного искусства «Гараж» (тогда еще — центр современной культуры), а теперь — Еврейский музей и центр толерантности, где сегодня и пройдет public talk, посвященный жизни и творчеству Константина Мельникова. Среди спикеров значатся главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, архитектор Ольга Трейвас, арт-критик и обозреватель «Коммерсанта» Валентин Дьяконов и другие эксперты. Поговорят не только о самом Мельникове, но и о его творческом наследии и влиянии на язык современной архитектуры.