Наш колумнист побывала в уникальном британском поместье, где по улице бродят экзотические животные — носороги, львы, тигры и верблюды
Несмотря на усиленное раскручивание экзотических направлений, многие потенциальные путешественники продолжают скептически относиться к дальним перелетам, резкой перемене климата и прочими туристическим крайностям. Среди моих знакомых, например, есть немало таких, которые южнее и восточнее Испании и Греции принципиально не перемещаются — ну не любят они всякие там тайланды и доминиканы.
Можно ли совместить подобный туристический консерватизм, любовь к Европе и комфорту с путешествием, вполне попадающим под определение экзотики? Оказывается, можно. Или кто-то станет отрицать, что поездка на старинном поезде, посещение поместья времен Шекспира, сада-лабиринта и встреча со свободно разгуливающими по огромному парку тиграми и львами — самая что ни на есть настоящая экзотика?
Это уникальное место, в котором соединено, казалось бы, несовместимое, находится в Великобритании, на границе графств Уилтшир и Сомерсетшир. Поместье Longleat славится не только одним из самых хорошо сохранившихся усадебных домов елизаветинского периода — его строительство завершилось в 1570-х годах. Здесь расположен также самый первый, открывшийся за пределами африканского континента, сафари-парк! Добраться в Longleat, конечно, можно и на машине — всего 2.5 часа езды от Лондона в западном направлении.
Но если вы хотите получить впечатления столь разнообразные, что вам позавидуют даже самые заядлые путешественники, стоит позаботиться заранее и купить билет на поезд British Pullman, следующий от вокзала Victoria до Longleat и обратно. Сделать это можно на русскоязычном сайте компании Orient Express, которой принадлежит легендарный поезд.
Собственно, экзотика начнется для вас уже с момента, как вы окажетесь в его вагоне. Хотя рассуждать о British Pullman как о поезде как-то не совсем правильно: это не просто поезд, а история и искусство на колесах, "король поездов и поезд королей", как называли его многие легендарные личности, например Уинстон Черчилль. Состав укомплектован из отреставрированных вагонов 1920-1930-х годов.
Интерьер каждого — особенный и уникальный: маркетри, старинные зеркала, изысканный текстиль. У каждого из одиннадцати вагонов также есть свое имя, как правило, мифологическое — Minerva и Perseus, Ibis и Cygnus, и богатая история. Чуть не погибший в прошлом от огня, построенный в 1927-м году Phoenix, в котором мне самой довелось совершить это незабываемое путешествие, предпочитала для своих поездок покойная королева-мать, а еще — легендарная кинематографическая чета София Лорен и Карло Понти.
Сегодняшние туристы располагаются в каждом вагоне за одноместными, двухместными, четырехместными или шестиместными столиками, в зависимости от размера компании, в которой они путешествуют. За три часа пути до места назначения, помимо гарантированного красивого вида из окна и поездной романтики под стук колес, вас ожидает изысканный, но без претензии на вычурность ланч (на обратном пути в Лондон — полноценный ужин).
Поезда British Pullman, как и все составы, принадлежащие сети Orient Express, славятся своей кухней и свежей выпечкой, которая изготавливается прямо на колесах! Перекус, достойный лучших ресторанов, с обязательным присутствием традиционных британских блюд и местных продуктов — от ассорти из нежнейших и очень пахучих валлийских сыров до таящего во рту шотландского лосося — удачная преамбула к экскурсии в истинно британское поместье.
Арендованный British Pullman автобус довезет вас от станции до конечного места назначения, а через несколько часов на нем же вы вернетесь на железнодорожный вокзал. Поместье Longleat поражает своим масштабом — в прямом смысле слова. Ведь его общая площадь — 40 тысяч гектаров!
Уже попав на его территорию, мы продолжали ехать, и ехать, и ехать по парку и лесу, в которых природная красота сочеталась с духом какой-то вековой "окультуренности", прежде чем за деревьями показался величественный особняк. Более четырех веков он принадлежит маркизам Батам. Четырехугольное трехэтажное здание с двумя внутренними дворами является одним из первых примеров архитектуры Ренессанса в Северной Европе.
Шедевр архитектора Роберта Смитсона, возведенный из жженого кирпича, воплотил самые характерные черты ренессансного зодчества — прямолинейные крыши с башенками, широкие оконные пролеты, фасад, украшенный тонким орнаментом. Здание во многом парадоксальное — трудно представить себе, что утонченность и сдержанность могут сосуществовать, да еще и оставлять впечатление легкости и непринужденности. Вот именно таков он — уникальный замок Longleat.
Под стать самобытному архитектурному характеру строения и его непосредственное окружение — знаменитый на весь мир парк-лабиринт из замысловато подстриженных кустов. Этот шедевр паркового искусства появился здесь благодаря стараниям Ланселота Брауна, самого известного ландшафтного архитектора XVIII века — кстати, прямого потомка основателя поместья, первого маркиза Бата.
Самый длинный в мире садовый лабиринт раскинулся на площади в 6 тысяч кв. м., а длина всех его ходов, в том числе проходящих через шесть небольших мостиков, превышает 2 700 метров. Довести позаимствованную у итальянских зодчих XV века идею парка-лабиринта до подобной крайности в хорошем смысле слова, конечно) и создать ландшафтный ансамбль поразительной красоты с такой ярко выраженной игровой составляющей (не стоит соваться сюда без экскурсовода — наверняка заблудитесь!) — вполне в духе британской эксцентрики и стремления к оригинальности. А у маркизов Батов она просто в крови!
Сэр Джон Тинн, основатель династии, стал законодателем новой архитектурной моды. При первом маркизе Бате был разбит сад-лабиринт, а лучшие декораторы оформили дворец по самой передовой ренессансной интерьерной моде — комнаты украшают кессоны и гобелены, бархатные и кожаные обои. Есть в замке и своя галерея фамильных портретов, и коллекция картин итальянских художников эпохи Возрождения, и огромное собрание мейсенского фарфора, и зала, оформленная в китайском стиле, и коллекция костюма. А библиотека семьи вообще славится на всю Европу — здесь есть первые издания Шекспира и Чосера!
Но, несмотря на все эти богатства, в середине XX века, как и многие частные поместья Великобритании, Longleat оказался под угрозой разорения и разрушения. К этому моменту маркизы Бата все еще оставались очень родовитой, но уже не столь состоятельной, как в прошлом, семьей. Тем более, что содержать огромное поместье в 40 тысяч гектаров не по карману даже британским олигархам. И тем не менее, благодаря предприимчивости и оригинальному мышлению шестого маркиза Бата, в 1960-х годах Longleat избежал катастрофы, а Великобритания получила один из своих самых необычных туристических объектов.
В поисках путей спасения огромного поместья и замка от банкротства, Генри Фредерик Тинн, уже упомянутый шестой маркиз Бат, придумал нечто совершенно экстраординарное. В середине 1960-х годов он поселил на территории поместья нескольких диких африканских животных, что сразу же привлекло интерес туристов. Именно с этого экстравагантного поступка началась история первого в мире сафари-парка, открытого вне африканского континента.
Совершив вояж по его территории, вы можете повстречать те же самые виды фауны, за свиданием с которыми туристы отправляются на сафари в Кению или Танзанию. В парке проживают более пятисот животных — обезьян, носорогов, львов, тигров, гепардов. Есть здесь и редкие белые волки, и даже целая стая жирафов. Животные свободно перемещаются по территории, часто вступая в забавные взаимоотношения с туристами — обезьяны, например, очень любят забираться на крыши авто и кататься. А верблюды вальяжно раскидываются на асфальтовых дорожках, преграждая путь автобусам.
Как и во всех сафари-парках, здесь разрешено передвигаться только в транспортном средстве, чтобы избежать нападения животных на посетителей, а иногда и посетителей на животных. Сегодняшний владелец замка и парка, седьмой маркиз Бат, Александр Тинн, пожинает плоды удачных художественных и предпринимательских начинаний своих предков. Впрочем, и сам он приложил руку к популяризации поместья: маркиз увлекается современной реалистической живописью с элементами китча и гротеска и выставляет свои работы не только в галереях и музеях, но и в помещениях родового замка.
Так что каждый найдет не одну, а массу причин совершить путешествие в это необычное место. Лично у меня Longleat оставил удивительное послевкусие: столько разных впечатлений за один день и при этом ни намека на визуальное, эстетическое и эмоциональное переутомление, или ощущение перебора, которое нередко посещает слишком усердного туриста. До сих пор пытаюсь объяснить эту загадку, но ответа пока не нашла. Если вы найдете — поделитесь.