Марина Абрамович всегда знала, чего хочет. Как оказалось, касается это не только жизни, но и смерти. Художница поделилась планами собственных похорон, которые станут ее последним перформансом
«Художник должен умереть сознательно, без страха», — сказала Марина Абрамович во время своего выступления в Сиднее, где сейчас в Kaldor Public Art Projects проходит ее 12-дневный проект. Его цель — отправить публику в путешествие по исследованию окружающего пространства и себя, а также при помощи метода Абрамович открыть новые грани внутреннего мира. Задача амбициозная, но другие перформансистка перед собой и не ставит.
Вот и из собственных похорон Марина Абрамович собирается сделать целое действо, сценарий которого она уже детально продумала. Заявив, что художник должен оставить самые подробные инструкции, она поделилась несколькими идеями. Например, Абрамович хочет похоронить сразу три своих тела — два из них, разумеется, будут ненастоящими — в важных для нее городах: Белграде, Амстердаме и Нью-Йорке. При этом для всех останется загадкой, в каком именно из этих мест будет захоронена Абрамович во плоти. Развлекать собравшуюся для прощания с ней публику художница собирается при помощи выступления Энтони Хегарти из группы Antony and the Johnsons.
Мысль о том, что похороны неплохо спланировать заранее, пришла к Марине Абрамович, по ее словам, после траурной церемонии, которая состоялась в 2004 году в Париже, когда хоронили ее друга, писательницу Сьюзен Зонтаг: «Это были самые грустные похороны, которые я видела за всю свою жизнь, а она — одна из лучших людей, которых я когда-либо встречала. Она была полна жизни, любопытна, и она просто невероятный писатель. <...> Я вернулась обратно в Нью-Йорк, прямиком отправилась к адвокату и сказала, что мои похороны будут выглядеть вот так. И потом я написала весь сценарий», — эту цитату Абрамович приводит The Guardian.
Сейчас Марине Абрамович 68 лет, и мы надеемся, что час этого ее последнего перформанса наступит еще нескоро.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7