О женщинах, управляющих арт-процессами, "Космической матери" и свободе от стереотипов
Для Марии Байбаковой поездка на ярмарку Art Dubai обернулась открытиями насчет современного искусства Кавказа и Центральной Азии. Она предлагает освободиться от стереотипов, изучить пространство Marker и взглянуть правде в глаза
Что вы знаете о своих соседях? Вы бывали у них в гостях? Дружите семьями? А может быть, вы только и слышали про них разные сплетни? И с увлечением подхватывали слухи, осуждая их ценности и отношение друг к другу, и нередко в негативном ключе? А потом вдруг случалось, что вы знакомились. И становилось очень стыдно, когда вы узнавали, что это милейшие и образованные люди, с отменным чувством юмора, трепетным отношением к вере, любовью к природе и семье. Все это время они жили с за "соседней стенкой", но вы не слышали ароматы их домашнего ужина, обрывки песен, смех и слезы — вы только жили своими стереотипами.
Посмотрим правде в глаза: большинству современных русских людей проще перечислить по памяти всех лауреатов последней премии "Оскар" за лучший фильм, нежели назвать имя художника-выходца из Кавказа. При этом, услышав словосочетание "мужской шовинизм", многие покажут на карте Центральную Азию и Ближний Восток. Возможно, пора развеять мифы и перерасти собственные предрассудки? В этом году на Art Dubai, самой влиятельной ярмарке современного искусства в исламском мире, просветительская секция Marker была посвящена современному искусству Центральной Азии и Кавказа; здесь я познакомилась с нашими общими соседями "за стенкой", о которых и мы, и арабское общество долгие годы "судачило за спиной".
В проекте Marker, который курировали художники арт-группы Slavs and Tatars, участвовали пять организаций, включая ArtEast (Бишкек, Киргизия); Asia Art+ (Алматы, Казахстан); Северо-Кавказский филиал Государственного Центра Современного Искусства (Владикавказ, Республика Северная Осетия — Алания, Россия); Popiashvili Gvaberidze Window Project (Тбилиси, Грузия) и организация поддержки современного искусства YARAT! (Баку, Азербайджан). Совместно с этими платформами Slavs and Tatars отобрали для Marker работы, которые охватывают три поколения художников ХХ века от соцреализма до сегодняшнего дня.
Для художников Slavs and Tatars проект Marker стал кураторским дебютом не случайно. В своем творчестве Slavs and Tatars выступают от лица всего региона — географической и культурной территории между бывшей Берлинской и Великой Китайской стеной. Выставочное пространство Marker они оформили в виде привычной для этого региона "чайханы": на ложах, покрытых коврами, можно выпить чашку душистого чая и почитать редкие книги про художников. Посетители ярмарки восприняли эту идею "на ура"! Весь день мы проводили на ногах и искали любую возможность, чтобы присесть и "подзарядиться" кофеином. А тут даже не нужно было отходить в кафе. Эти "славяне и татары" знали, что делать: заманить спешащих арт-деятелей искусством незнакомого региона сложно, так что "подкуп" столь приятным местом для отдыха был очень мудрым стратегическим шагом!
В пространстве Marker тут и там стояли стенды для книг в виде "рахле", стилизованных подставок для Корана. На них лежали пять специальных публикаций, выпущенных французским издательством onestar press (по традиции лимитированным тиражом). Каждая книга посвящена одному художнику, издается в 250 экземплярах и считается коллекционной. Я купила экземпляр под номером 107.
Я посетила Marker с огромным интересом, ведь, как уже писала, Кавказ мне далеко не чужой. Я была готова к любым впечатлениям, но больше всего меня поразило совершенно неожиданное открытие — ключевая роль женщин в арт-процессах этого региона. Мы привыкли ассоциировать эту территорию с господством мужчин, царством тестостерона, в котором женщины имеют, мягко говоря, ограниченное право голоса. И тут вдруг оказалось, что ВСЕ пять арт-организаций, представляющих на Marker интересы художников, возглавляют сильные леди.
Самая влиятельная некоммерческая ассоциация современного искусства Азербайджана YARAT! — дело талантливых рук моей чудесной знакомой Аиды Махмудовой. Общественное объединение ArtEast из Киргизии было создано художницей Гульнарой Касмалиевой. Казахский арт-мир на выставке представляет фонд Asia Art+ и ее директор Юлия Сорокина. В грузинском Popiashvili Gvaberidze Window Project заложены фамилии его основательниц — Ирены Попиашвили и Тамуны Гваберидзе. И, наконец, Северо-Кавказский филиал Государственного Центра Современного Искусства возглавляет директор Галина Тебиева, покровительствующая авторам из Северной Осетии, Алании. Кстати, этот список продолжается и за рамками Marker. Новую нашумевшую организацию в сфере искусства в Казахстане — International Art Development Association (IADA) возглавляют Дина Байтасова и Индира Дюсебаева. На Art Dubai эти амбициозные женщины участвовали в разговоре о будущем региона в рамках программы Terrace Talks.
"Это политический жест или просто совпадение?" — был мой первый вопрос к художникам Slavs and Tatars. Оказалось, что они даже не обратили внимания на "женский фактор" и удивились этому факту не меньше, чем я. Эта находка меня очень обрадовала! Ведь роль женщин в обществе мне особенно близка: я училась в женском Барнард-колледже при Колумбийском университете в Нью-Йорке и недавно вошла в его попечительский совет. Я и не подозревала, что в эпицентре патриархальной системы именно женщины возглавляют современную культуру.
Заинтересовавшись этим фактом про наших соседей, я начала копать глубже: "А что же насчет художников?" Самое неожиданное открытие касалось Дагестана. Здесь женщины-художницы заложили новый язык искусства и продолжают представлять культуру.
В качестве заглавной картины для моей колонки про Marker я выбрала работу "Космическая мать" выдающейся женщины Кавказа Галины Конопацкой. На картине 1970 года изображена женщина-мать, напоминающая Деву Марию, но при этом в образе космонавта. Что может быть радикальнее, чем это? Вот она, советская super woman в скафандре, написанная не в Москве, а в Дагестане!
Галина Конопацкая и сама настоящая super woman для своего региона. В 44 года эта киевлянка переехала с семьей из Москвы в Дагестан. Познакомившись с колоритным прикладным искусством края, его поэзией, коврами, вышивками, долмой, темпераментом и традициями Востока, она вдруг сменила технику и материалы письма, что принесло ей всесоюзную и всемирную славу. На Кавказе Конопацкая завоевала все возможные награды в области искусства, прославив полюбившийся регион в Советском Союзе. Гордые горцы (а теперь и посетители Marker со всего мира) от нее без ума. Сегодня Конопацкая славится своим вкладом в художественный язык Дагестана.
Северный Кавказ, конечно, изменился со времен Конопацкой, и сегодня его имидж куда суровее, чем в советское время. Но все же здешнее искусство опять возглавляет женщина — одна из моих любимых художниц современности Таус Махачева, внучка гениального поэта Расула Гамзатова. Работы Таус показывают зрителям "ее" Дагестан. Они полны уважения, самоиронии и юмора одновременно. В рамках Marker творчество Таус было представлено работой "Пейзаж". Деревянные скульптуры носов аварцев, чеченцев и других народов были выложены на постаменте наподобие горной цепи. Такой вот Кавказский хребет "в профиль". Оказалось, что слово "нос" и "гора" на аварском языке звучат одинаково. Своей образностью и чувством юмора Таус развеивает предрассудки о наших соседях с Кавказа.
Я спросила у Таус, как она относится к Конопацкой: "Она проложила путь для женщин художниц в Дагестане, и для меня её творчество важно. Я даже подумывала продать семейные бриллианты, что бы приобрести её картины, но решила, что всё таки они должны жить в музеях, ведь Конопацкая — наше народное достояние."
Все пять дней на ярмарке Art Dubai я наблюдала, как многие деятели арт-мира внимательно осматривали Marker. Как же я была горда! Да, на Кавказе и в Центральной Азии все еще существует масса социальных и других проблем. Но дело не в этом, а в том, что, благодаря культурному обмену, мы можем познакомиться с "соседями" ближе и лучше, чем через заголовки в СМИ. Ведь главное в жизни — не пытаться изменить других, а просто быть открытым, отказаться от стереотипов и попытаться понять друг друга.