Искусство самоучек и непрофессионалов со всей России
"Музей всего" — это единственный в мире передвижной музей неизвестных и непризнанных художников современности. Он собирает работы авторов-самоучек и непрофессионалов: уборщиц, музыкантов, сельских жителей, а также людей с ограниченными возможностями — физическими или психическими. Пятый по счету выставочный проект The Museum of Everything — музея, учрежденного Джеймсом Бреттом — в четверг открылся в павильоне ЦСК "Гараж" в Парке Горького.
Бретт лично приехал на вернисаж и, надев меховую шапку (точно как возглавивший Numero Russia Андре Леон Телли), сел рядом с Антоном Беловым, чтобы рассказать о выставке. Все началось со сбора работ в "Новой Голландии". Потом, по словам Бретта, "Музей всего" поехал по городам России, встречая стрит-художников из Екатеринбурга, рисующих ваш портрет за 22 рубля или получая никем не открытые работы из рук родственников казанских авторов, а также находя еще десятки самобытных талантов в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Москве.
Антон Белов и Джеймс Бретт
Антураж у выставки создан соответсвующий: никаких белых стен и присущего галереям минимализма — изнутри "Гараж" составлен будто бы из огромных деревянных ящиков, округлые перегородки в зале сложены из слоев картона, а с полотка — вместо люстр и софитов — свешиваются на шнурах обыкновенные лампочки.
Перед павильоном установлены фургоны — такие же, как объезжали города и села в поисках неизвестных талантов. Творения открытых "Музеем всего" людей могут казаться смешными или странными, но "главное — не быть циничными по отношению к выставленным работам" — говорит Бретт, обходя стенд за стендом.
Каждый из 50 выставленных там художников сопровождается панелью с видеозаписью: взглянув на нее и послушав историю того или иного автора, воспринимать его творчество становится гораздо проще.
Джеймс Бретт рассказывал историю за историей: о художнике, который не приехал на открытие и развеску своих работ из-за того, что не мог ни на день отказаться от любимого рисования в парке, о женщине, долгие годы рисовавшей так называемые "портреты туфель", о физике из Москвы и уборщице из Санкт-Петербурга, а также о давно признанных русских художниках-самоучках — Александре Лобанове, Павле Леонове и Николае Алмазове, чьи работы также включены в экспозицию.
Стоит отметить, что под влиянием искусства самоучек, представителей народного или "наивного искусства", оказывались такие мэтры как Василий Кандинский, Казимир Малевич, Наталья Гончарова, а также знаменитые современные художники Илья и Эмилия Кабаковы.
Увидеть все эти любопытные картины в числе первых могли гости открытия, которое состоялось в четверг. Для широкой публики выставка будет работать с 26 апреля по 2 июня, и, кстати говоря, вход на нее сделан свободным. Джеймс Бретт еще ненадолго задержится в Москве: 27 апреля он расскажет об истории своего проекта "Музей всего", а 28-го — проведет открытую экскурсию для посетителей "Гаража".