Переосмысление авангарда
Фестиваль Outline — это не только музыка, но еще и искусство. Доказательство тому — постановка Юрия Квятковского «Двоица», которую можно будет увидеть на Outline прямо сегодня, 2 июля. Мы поговорили с создателями проекта и узнали, с чего начиналась «Двоица»
Пластический перформанс «Двоица» Москва впервые увидела в мае, во время ежегодной акции «Ночь в музее». Третьяковская галерея в этот вечер проводила «Ночь Кандинского», выбрав в партнеры продюсерскую команду Laboratory ABC. Из этого сотрудничества и появился перформанс «Двоица», поставленный Юрием Квятковским — тем самым, благодаря которому в театральной жизни города появились, к примеру, «Норманск», «Конармия» и «Сван». Артисты Мастерской Дмитрия Брусникина — а с ними Квятковский работать привык — и на этот раз не остались в стороне. О том, с чего все начиналось, и о том, что ждет постановку в будущем, нам рассказали ее создатели.
Юрий Квятковский, режиссер постановки «Двоица»
«Наш перформанс — это калейдоскоп спонтанных физических элементов и современных технологий. Мы отталкивались от основных тем картин — Апокалипсиса, Всемирного потопа и Страшного суда. Исследовали их, создавали абстракции на их основе. По сути картина для нас — двигатель, отправная точка, повод для того, чтобы высказаться. Получилось ассоциативное, иногда непредсказуемое полотно. Важно понимать, что благодаря мультимедиатехнологиям, которые использует Ян Калнберзин, мэппинг на каждом показе уникальный. Мы не пытаемся объяснить художника, мы просто подхватываем импульс от живописи и рождаем свои художественные высказывания. Абстрактное искусство тем и прекрасно, что каждый должен и имеет возможность почувствовать и понять свое».
Марина Глухова, креативный продюсер проекта, основатель Laboratory ABC
«У нас, в Laboratory ABC, была и, конечно же, до сих пор есть идея сделать digital-платформу для Третьяковской галереи. Возможно даже, создать библиотеку оцифрованных изображений и далее транслировать их на Запад, чтобы продвигать российское искусство. Мы пришли с этой идеей к Зельфире Исмаиловне Трегуловой, директору музея. Зельфире Исмаиловне наши планы тоже показались интересными. И для того чтобы проверить серьезность наших намерений, она предложила нам стать мультимедиапартнером юбилейной выставки Василия Кандинского — переосмыслить с помощью современных технологий "Композицию VI" и "Композицию VII" и тем самым объяснить беспредметную живопись.
Так получился мультимедиапроект "Путь к абстракции" — первый digital-проект, ставший полноценной частью выставки. Мы с командой любим размах, поэтому решили развивать эту тему и сделать специальное мероприятие — "Ночь Кандинского", — и в дальнейшем превратить его в фестиваль.
С Мастерской Дмитрия Брусникина мы сотрудничаем уже более полугода — нам близок по духу и сам Дмитрий, и его студенты. Самое главное — они тоже любят эксперименты, так что вопросов, с кем делать пластический перформанс "Двоица", у нас не возникло. Мы как генеральные продюсеры предложили пригласить в проект Мастерскую, Татьяна Гетман — куратор специальных проектов музея, — поддержала нашу идею. Сотрудничество перформанса "Двоица" и фестиваля Outline — это феноменальная коллаборация. Для Третьяковки это контакт с молодой, успешной, модной аудиторией, а это задача номер один для любого музея в современном мире. Все мы прекрасно понимаем, что далеко не всегда возможно заманить эту аудиторию в музей лишь эстетическими изображениями. А тут музей сам идет к ним — к современным и модным горожанам. К слову, их на фестивале будет более 30 тысяч человек. Этот новый диалог — признак прогрессивности музея. Можно сказать, что Третьяковская галерея не отстает от Metropolitan Museum of Art, MoMA и других ведущих институций. Наш фестиваль, начавшийся с "Ночи Кандинского" в мае, продолжается. Сейчас Outline, а впереди еще несколько площадок. Каких — пока секрет».
Дмитрий Брусникин, режиссер, художественный руководитель Мастерской Брусникина
«Прекрасная работа. Я очень доволен результатом! Рад за успех Юры Квятковского, режиссера перформанса "Двоица". Пусть это звучит и нескромно, но в этом проекте талантливо все: и Кандинский со своими "Композициями", и команда. А команда, надо заметить, большая и разношерстная: продюсеры, танцоры, хореограф, digital-художник, композитор, художник. Подготовка была действительно сложной, но им удалось удержать планку, поставленную Василием Васильевичем. Музыка Сергея Касича — это просто фантастика. Есть ли будущее у театральных гибридов? Конечно, только у них и есть будущее. Серьезно. Соединение различных направлений чрезвычайно эффектно. В этой нише пока нет ни норм, ни традиций, именно поэтому это такая привлекательная зона для эксперимента».
Татьяна Гетман, куратор специальных проектов Государственной Третьяковской галереи
«Этот перформанс, премьера которого состоялась в Третьяковской галерее на Крымском Валу, был запланирован с перспективой дальнейшего показа на других площадках. Для нас очень важно, что специальные проекты музея можно увидеть и вне его стен. Это дает возможность расширить нашу аудиторию и рассказать молодежи доступным и современным языком о коллекции авангарда, которую мы стараемся широко популяризировать. Участие в фестивале Outline — это интересный для нас способ коммуникации с молодой аудиторией, дополнительная возможность рассказать о нашем собрании авангарда через пластический перформанс, посвященный Кандинскому, и мотивировать прийти в музей новую публику, которая сможет увидеть оригиналы».
Другие истории
Подборка Buro 24/7