Искусство здесь и сейчас
12 июня музей современного искусства «Гараж» откроет для публики свое новое здание, занявшее бывший павильон «Времена года» в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького. Московская арт-жизнь с этого момента никогда уже не будет прежней. Мы первыми посмотрели здание музея и его экспозиции, так что знаем почему
Когда-то в модернистском павильоне «Времена года», построенном в 1968 году, находился одноименный ресторан — для советской эпохи знаковый и весьма популярный. К 90-м он пришел в упадок, а потом и вовсе закрылся. Шумные вечеринки с шампанским и музыкантами сменились отсутствием посетителей и пустыми залами, которые очень быстро стали напоминать декорации для постапокалиптических сюжетов. За реконструкцию «Времен года» по просьбе «Гаража» взялись Рем Колхас и его архитектурное бюро OMA. От павильона к тому времени остались разве что несущие конструкции с уцелевшими кое-где мозаикой и плиткой — остальное за двадцать лет в буквальном смысле слова обратилось в руины.
Силами Колхаса и его коллег первое постоянное здание музея современного искусства (этот статус, к слову, «Гараж» как раз получил в 2014 году) превратилось в эталонный пример современной архитектуры. Такой, которая чтит прошлое, но думает о будущем. Фасад здания выполнен из технологичного двухслойного поликарбоната и поднят над землей на два метра, тогда как его каркас остался бетонным. Сохранилась и мозаика — ее архитекторы использовали при декоративной отделке внутренних пространств музея.
Теперь к услугам любителей современного искусства — около пяти тысяч квадратных метров площади: атриум, пять выставочных пространств, лекторий, кинозал, книжный магазин, кафе, расположившиеся на трех этажах. В общем, все, что нужно, чтобы прийти в музей и не хотеть из него уйти. За это, разумеется, отвечают и экспозиции. К торжественному открытию их подготовили сразу семь, и это если не считать выставку Катарины Гроссе «Да нет почему позже» во временном павильоне, выстроенном Притцкеровским лауреатом Шигеру Баном. Показывают искусство и российское, и международное. За первое отвечают, например, Эрик Булатов с инсталляцией «Все в наш «Гараж»!» и Георгий Кизевальтер, деятельный участник московской неофициальной арт-сцены 70-х. За последнее — Яеи Кусама и Риркрит Тиравания, японка и родившийся в Аргентине таиландец, художники очень разные и по характеру творчества, и по методу воздействия на зрителей.
Экспозиция Кусамы — «Яеи Кусама: теория бесконечности» — представляет собой две инсталляции, запись перформанса «Самоуничтожение Кусамы» и слайд-фильм 1966 года под названием «Прогулка». Здесь, кстати, самое время вспомнить о том, что здание, в котором сегодня показывают «Прогулку», было построено на два года позже, в 1968-м, — коннотаций это только добавляет. Что касается выбранных кураторами инсталляций, то это «Бесконечная зеркальная комната — души в миллионах световых лет от нас», датированная 2013 годом, и «Указатель в бесконечное пространство» 2015-го. Обе выбивают зрителя из колеи, погружая в мир Яеи Кусамы, — ему и правда нет конца.
А всего в нескольких десятках метров свои художественные методы представляет уже Риркрит Тиравания. Делает он это буквально, прямо в пространстве музея готовя, сервируя и предлагая зрителям пельмени. Помимо них на экспозиции «Завтра — это вопрос?» — столы для игры в пинг-понг и небольшая «фабрика» по производству футболок. Для Тиравании такая трансформация музейных территорий — дело привычное, для московской публики — не сказать чтобы очень. Чувство узнавания, впрочем, здесь тоже обеспечено — конструкции, возведенные художником, сильно напоминают автобусные станции из советского прошлого.
Под равномерный стук пинг-понговых шариков можно рассмотреть и другие пространства музея, в которых обнаружится, к примеру, проект «Полевые исследования», состоящий сразу из четырех частей. «Полевые исследования» — это на самом деле целая междисциплинарная программа «Гаража», вот уже три года изучающая события, героев и философские установки русской культуры. Разумеется, никаких известных заранее результатов у проекта нет — кто знает, куда заведут поиски? Сейчас на экспозиции можно увидеть, что получилось у Койо Коуо и Раша Салти — «Спасти Брюса Ли: африканское и арабское кино и эпоха советской культурной дипломатии», Тарин Саймон — «Черный квадрат XVII», Антона Видокле — «Это космос», и группы исследователей, работавших над масштабной темой «Лицом к лицу: американская национальная выставка в Москве. 1959/2015».
«Гараж» — то место, где создается история», — сказал на приуроченной к открытию пресс-конференции директор музея Антон Белов. Его словам верить можно — история пишется прямо здесь и сейчас, и мимо проходить совсем не стоит.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7