Не стоит думать, что все, что может сказать нам современное искусство, показывают сейчас только на Венецианской биеннале. В Нью-Йорке с 14 по 17 мая тоже есть чем заняться: здесь проходит очередная, уже четвертая по счету ярмарка искусства Frieze New York. Рассказываем о самом интересном
Американский аналог известной Frieze London, существующей с 2003 года, сразу получил одобрение международного арт-сообщества — каждый год на мероприятие съезжается все больше профессионалов индустрии и любителей искусства, а галереи выстраиваются в очередь, чтобы принять участие в ярмарке. В этом году на Frieze New York выставляется более 190 галерей со всего мира, но и этим ее масштаб не ограничивается. Как всегда, арт-ярмарку сопровождают десятки событий-спутников, проходящих по всему Нью-Йорку, на которые стоит обратить внимание даже в том случае, если весь основной шатер на Рэнделл-айленде за раз вы осилить не сможете.
Это, кстати, очень вероятно, учитывая, что глаза разбегаются во все стороны — так много здесь интересного и актуального искусства, — а визит рискует превратиться в арт-забег на длинную дистанцию. У вас есть два варианта: изучить всю программу Frieze заранее (довольно энергозатратное занятие) и выбрать из нее то, что вам хочется непременно увидеть в первую очередь, или просто отдаться воле случая, приехать на Рэнделл-айленд и начать исследование современного искусства уже на месте. Обе стратегии имеют место быть, но мы на всякий случай тоже предлагаем вам несколько вариантов.
Например, галерея Ларри Гагосяна, в особом представлении не нуждающаяся, для Frieze NY приготовила выставку Ричарда Принса, работы которого есть во всех ключевых музеях современного искусства, начиная с Метрополитен-музея и музея Гуггенхайма и заканчивая лондонским Tate и Фондом Франсуа Пино в Венеции. Когда-то Принс, большой любитель обыгрывать образы массовой культуры и отвечать своим искусством на запрос времени, обращался к журналам и рекламе, а теперь переключился на Instagram — его отпечатки скриншотов из соцсети и демонстрирует галерея Гагосяна. На них — реальные люди, комментарии к фотографиям которых оставлял художник. Для этих целей у него даже есть специальный аккаунт — @richardprince1234.
Pilar Corrias Gallery показывает работы французского концептуалиста Филиппа Паррено. Сольная экспозиция представляет собой центральную инсталляцию в виде мерцающего на черном фоне светлячка, окруженную светящимися в темноте флуоресцентными плакатами из его серии Fade to Black и новыми работами.
Чтобы увидеть американца Джонатана Горовитца, любителя экспериментов с цветом и формой, стоит отправиться к стенду Гэвина Брауна (галерея Gavin Brown's Enterprise). Вернее, не так. Сюда надо идти, чтобы стать частью мира Джонатана Горовитца: все желающие в обмен на 20$ рисуют здесь черный круг на белом фоне, квинтэссенцию художественного метода самого художника. Эти круги-горошины развешены по стенам стенда, а в его середине — длинный стол, на котором лежат холсты, кисти, черная краска, а вокруг — десятки желающих попробовать на себе арт-терапию. Кстати, на открытии Frieze NY усердно вырисовывал черную горошину Леонардо ДиКаприо, так что результат его творчества, надо думать, тоже здесь где-то на стене.
Галерея Дэвида Цвирнера (та самая, в которой сейчас проходит персональная выставка Яеи Кусамы под названием Give me Love) представляет сразу двух художников: американского минималиста Джона МакКракена и австрийца Франца Веста, начинавшего в период расцвета венского акционизма. Аморфные цветные и монохромные скульптуры Веста, его же живописные работы и дерзкие коллажи отлично гармонируют с минималистичными и геометричными формами Джона МакКракена. Оба художника ушли из жизни не так давно (МакКракен — в 2011-м, Вест — в 2012-м), а посвященная им экспозиция на стенде дает комплексное представление о творчестве обоих.
Если вам хочется постминимализма, отправляйтесь в пространство Pace Gallery, чьи черные стены украшают новые картины американского художника Ричарда Таттла. Галерея, к слову, выставляется на ярмарке в первый раз, так что постаралась особенно. Сольная экспозиция Таттла фокусируется на рисунках художника, созданных им летом 2014 года и объединившихся в серию Aspects — «Аспекты». В них ярко проявляется интерес Таттла к формальным свойствам линии и масштаба. Концепция рисунка у художника сильно расширена: он играет с тенью, вырезает из бумаги замысловатые формы, использует краску и представляет каждую работу на картонной подложке.
Организаторы Frieze New York, как всегда, позаботились о том, чтобы на ярмарке вы не заблудились, и не только составили подробную карту «местности», скачать которую можно на сайте, но еще и придумали специальное приложение для iPhone — подробный гид с информацией обо всех представленных галереях, избранных работах художников, а также с полной программой всех лекций, public talk и спецпроектов. Последние, к слову, упускать тоже не стоит.