Последняя по этому адресу и 77-я по счету биеннале, открывшаяся вчера в музее Уитни на Мэдисон-авеню, показывает американское искусство с трех абсолютно разных точек зрения
Биеннале в музее американского искусства Уитни ежегодно собирает десятки современных художников в большой плавильный котел — культурный и визуальный синоним города, который никогда не спит. В преддверии намеченного на весну 2015 года переезда Уитни из Верхнего Ист-Сайда в новое здание в сердце Митпэкинг-дистрикта, руководство музея впервые за десять лет отдало выставку под управление трех кураторов. В отличие от прошлого года, когда Эмили Суссман и Джей Сандерс работали над экспозицией вместе, а в залах были представлены работы пятидесяти американских художников, в этот раз каждому из трех кураторов отдали по этажу, а общее число участников возросло до 103.
"На трех этажах биеннале 2014 года представлены совершенно разные точки зрения и кураторские методологии," — говорит Донна де Сильва, главный куратор и заместитель директора программ музея Уитни. "У художников, которых они отобрали, мало общего, но при этом есть точки пересечения — многие из них используют междисциплинарный подход к искусству, мы видим много коллабораций и представителей разных поколений. Вместе 103 участника предлагают один из самых широких взглядов на искусство Соединенных Штатов за десятки лет работы музея". Кураторами выставки в этом году выступили Стюарт Комер, Энтони Элмс и Мишель Грабнер.
Знакомство с выставкой сверху вниз напоминает парадигму глубинного разбора литературного текста: движение происходит от более доступного, "образовательного" уровня через острые социальные и общественно-политические аспекты к мета-искусству, анализирующему самого себя.
Профессор Чикагского института искусств Мишель Грабнер описывает свой подход к формированию экспозиции четвертого этажа как "составление образовательной программы". "Мне не хотелось загонять зрителя в рамки субъективного взгляда на современное искусство. Вместо этого я создала программу с опознаваемыми темами, даже обобщениями, которые сегодня определяют фактуру современной эстетики, политических и экономических реалий".
Три главные темы этой части биеннале: абстракции женщин-художников, среди которых Жаклин Хамфрис, Шана Люткер, Дона Нелсон и Луиз Фишман; материализм и ремесло, представленные кэмпинг-инсталляцией Джоэла Оттерсона, напоминающими застывший воск деревянными и мраморными скульптурами Альмы Аллена, экспериментами с текстилем Шейлы Хикс и керамикой Шио Кусака; и стратегический взгляд на искусство.
Третий этаж открывается освежающими работами 89-летней Этель Аднан, продолжая до сих пор не затронутую тему художниц старшего возраста. Бывший куратор Тейт Модерн, недавно перешедший в MoMA Стюарт Комер противопоставил насыщенному визуальному ряду Грабнер подборку работ, которые, по его словам, являют собой "такой же гибрид, как и глобальные, экологические и технологические сдвиги, трансформирующие сегодня Америку". В отдельном помещении установлена плюшевая вакханалия Бжарна Мелграада, задающая ритм всему разделу. Каждый экспонат на этаже исследует современный культурный контекст: насилие, политику, миграции, трансгендер, СПИД, океаны — через звук, видео, скульптуру, фотографию и текст.
Литературный уклон биеннале-2014 очевиден, благодаря многообразию текстовых работ на всех трех этажах и большому числу писателей, шагнувших в сторону визуального искусства. Самое яркое имя среди них — автор "Бесконечной шутки" Дэвид Фостер Уоллес, в ногу с которым здесь идут Сюзан Хоу, Крис Краус, Джон Хершенг и Лиза Анн Ауербах с ее гигантским "Мегазином". Энтони Элмс, куратор филадельфийского Института современного искусства и самой абстрактной части биеннале на втором этаже Уитни, так описывает свое видение экспозиции: "Я стремлюсь соответствовать времени, но оставляю за собой право задавать дурацкие вопросы". Центральные элементы его подборки — камера обскура Зое Леонард, частью которой, раздвигая пространственные границы, стали выходящие на улицу окна, вуайеристские видео Майкла Аудера и "тихие звуковые инсталляции" Терри Адкинса, представляющие собой отлитые из алюминия звуковые волны щебета птиц.
"Как должен выглядеть музей на Манхэттене?" — цитирует Элмс автора нынешнего здания музея Уитни, которое в 2015 году отойдет к MoMA, архитектора Марселя Бройера. Ответить на этот вопрос для себя можно до 25 мая.