Еврейский музей выставляет современное искусство Китая из коллекции DSL
В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка "Отчужденный рай. Современное искусство Китая из коллекции DSL". В Москву привезли работы Ай Вэйвэя, Цао Фэй и других известных художников. Мы отобрали лучшие из них
Современное китайское искусство сочетает восточную самобытность и мировые арт-тренды, пользуется большой популярностью среди коллекционеров и имеет собственных звезд планетарного масштаба — в 2011 году авторитетный журнал ArtReview поместил Ай Вэйвэя на первое место в списке "Самых влиятельных персон в арт-мире". Его же карьера наглядно демонстрирует "выпуклые" проблемы китайских художников: уже несколько лет в отношении Вэйвэя ведется политическое преследование, и невыездному художнику приходится открывать собственные экспозиции с помощью 3D-голограмм. Впрочем, выставка шедевров из коллекции DSL (Доминик и Сильвиана Леви), одного из крупнейших европейских собраний совриска Поднебесной, получилась по-праздничному яркой. Среди множества арт-объектов мы выбрали, на наш взгляд, 5 самых интересных.
Ай Вэйвэй. "Виноград". 2008
Мимо такой фигуры мы, конечно, пройти не могли, как и другие посетители выставки: "Виноград", собранный из нескольких табуреток, расположился в самом начале экспозиции. Старые "барные" стулья Ай Вэйвэй превратил в причудливую многоножку, некий гибрид, не имеющий ничего общего с первоначальной функцией деревянной мебели. В сравнении с прочими работами художника, поражающими масштабом (одна из последних — проект @Large в знаменитой тюрьме Алькатрас), "Виноград" выглядит довольно скромно. Но тему он поднимает глобальную — как традиция в современном мире превращается во что-то концептуально новое. Вэйвэй не раз "осовременивал" предметы старины, порой на грани вандализма: для проекта Dropping a Han Dynasty Urn он разбил вазу династии Хань, а на другой сосуд того же периода нанес логотип Coca-Cola. Повреждая реликвии, художник одновременно вдыхает в них новую жизнь. Стул, кстати, не раз служил материалом для арт-объектов Вэйвэя — для Documenta 2007 года художник приобрел 1001 стул и отправил их в Кассель, заручившись поддержкой стажеров.
Шень Юань. "Яйцо динозавра. "Киндер-сюрприз". 2001
Мимо инсталляции Шень Юаня тоже сложно пройти: на нескольких квадратных метрах художник рассыпал игривые желтые фигурки в стиле "Киндер-сюрприза". Кто-то из них пляшет, кто-то бьет в барабан, другие корчат рожицы или прячутся за причудливыми масками. Само шоколадное яйцо установлено на прочерченной на полу карте Китая — фигурки разбегаются от него в разные стороны. Яйцо символизирует рождение, а "вылупившиеся" из него существа — многочисленные народности Поднебесной. Они разбегаются далеко за пределы желтого пятна КНР — в яркую и на первый взгляд жизнерадостную форму Шень Юань облек серьезную проблему страны — массовую эмиграцию.
Пэн Хунчжи. "Приют богов". 2006
С "Киндером" Шень Юаня гармонично рифмуется другая инсталляция — "Приют богов" Пэна Хунчжи. Художник собрал целую армию из 1300 выброшенных ритуальных статуэток и превратил ее в зрителей незамысловатого видеоарта: толпа отверженных людьми божков наблюдает за тем, как собака выписывает иероглифами их собственную историю: идолы вчера, сегодня они стали отбросами. Называется ироничное видео "Хроника богов неудачи". Интерес к ритуальным статуэткам возник на Тайване в 80-х годах, когда население ударилось в азартные игры. Люди верили, что божки приносят удачу. Как только везение покидало обладателя фигурки, божок отправлялся в центр переработки отходов — подобно наскучившим собакам, которых хозяева сдают в питомники. Подобное увлечение десятилетием позже пришло и в нашу страну: в многочисленных российских квартирах завелись пузатые нэцке, которые исполняют желания и приносят удачу — достаточно лишь потереть округлое пузико божка. Когда мода на них сошла на нет, нэцке вряд ли стали сдавать в центры переработки — возможно, для следующей инсталляции Хунчжи может просто пошарить по пыльным московским чуланам.
Цао Фэй. "Бешеный пес". 2002
Тем, кто устал от монотонной искусственной офисной жизни, придется по душе ироничное 8-минутное видео Цао Фэй, одной из звезд китайской арт-сцены. Художница визуализирует расхожую фразу "собачья жизнь": герои видеопроекта выполняют обычную офисную работу, но на собачий лад — на четвереньках и с раскрашенными "под морды" лицами. Клерки лишены индивидуальности — все герои одеты в знаменитую клетку Burberry. Фэй поднимает общемировую тему: глобализация и общество потребления превращают людей в "покорных псов", навязывая им однотипные социальные роли. Личность оказывается никому не нужна.
Сунь Юань и Пэн Юй. "Ангел". 2008
Эта работа — одна из самых лиричных во всей экспозиции. В первую очередь, за счет необычайной натуралистичности — достаточно переодеть престарелого ангела и вынести за стены музея, как кто-нибудь наверняка вызовет "скорую", подумав, что стало плохо какому-то старичку. Скульптура китайского арт-дуэта не имеет ничего общего с традиционным представлением о небесных созданиях — художники сделали ангела нарочито земным. Тема падения и смерти читается куда нагляднее в тщедушном тельце с худыми ногами, квелыми крыльями и грязноватыми волосами, чем златокудром голубоглазом лике с белоснежными перьями. Арт-объект вызывает ассоциации с другим падшим ангелом — Ильи и Эмилии Кабаковых, который осенью прошлого года свалился в холл Мультимедиа Арт Музея. Крылатое существо отечественного разлива — полный антипод китайскому ангелу: исполинское пластмассовое тело, огражденное полицейской ленточкой, на естественность не претендует.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7