Антон Долин, Ким Белов и Мария Лемешева о фаворитах премии
В преддверии очередной раздачи оскаровских статуэток мы опросили киноэкспертов в лице критика Антона Долина, главного редактора GQ и сценариста Кима Белова и главного редактора The Hollywood Reporter Марии Лемешевой о фаворитах премии
Несмотря на то, что прямой телетрансляции «Оскара» в этом году российские зрители вновь не увидят, а сама церемония пройдет в ночь с воскресенья на понедельник, который выпадает на выходной день, интерес к главной кинонаграде по-прежнему высок. Мы попросили трех экспертов: кинокритика Антона Долина, главного редактора GQ и сценариста Кима Белова и главного редактора The Hollywood Reporter Марию Лемешеву — рассказать о фаворитах предстоящей церемонии.
Антон Долин
В номинации «Лучший фильм» я болею за «Отрочество». Беспрецедентное кино, демократичное и экспериментальное одновременно, простое как три копейки, но многослойное и причудливое. Рядом с ним «Бердмэн» и «Отель «Гранд Будапешт» выглядят как блестящие формалистические экзерсисы. Хотя и награждение за «Лучший фильм» любого из них станет триумфом бескомпромиссного авторского кино.
По всему выходит, что настало время для Джулианны Мур получить давно заслуженного «Оскара» — особенно если вспомнить, что ее наградили за женскую роль и в Каннах (за совершенно другой фильм). Ну и не случайно же «Все еще Элис» номинировали только за «Лучшую актрису». Хотя возможны и сюрпризы; мои симпатии на стороне Розамунд Пайк и Марион Котийяр. Если говорить о фаворите в категории «Лучший актер», то это, конечно, Майкл Китон — титаническая роль, и второй такой в его карьере уже не случится. Хотя Академия обожает актеров, видоизменившихся до неузнаваемости, и с этой точки зрения шансы Карелла тоже велики.
Среди всех номинантов в категории «Лучший режиссер» самая сложная задача была у Ричарда Линклейтера, ему и приз. Хотя формальная виртуозность (можно даже зло назвать ее «виртуозничаньем») Иньярриту и Андерсона тоже неоспоримы. Традиционалист Тильдум рядом с ними даже в номинации выглядит странно, а Миллера уже наградили за режиссуру в Каннах — хватит с него.
Все артистки в категории «Лучшая женская роль второго плана» прекрасны, хотя выдающейся ни одну работу назвать нельзя. Пожалуй, я бы отдал «Оскар» Эмме Стоун — она самая молодая и симпатичная из всех, у нее большое будущее. Главное, чтобы не дали Мэрил Стрип, чье дежурное включение в номинацию заранее вызывает зевоту. Довольно интересное состязание в категории «Лучшая мужская роль второго плана». Все права на фору есть у ветерана Роберта Дювалла, который, безусловно, поднял фильм «Судья» на уровень выше, чем это позволял сценарий и посредственная режиссура. Но, по большому счету, заслуги Дж. К. Симмонса — незаурядного артиста, впервые получившего центральную роль (не верьте, что она второго плана), — еще очевиднее. Я бы проголосовал за него. Хотя и остальные трое — молодцы.
Ким Белов
Практически все фильмы, которые в этом году номинируются на «Оскар», даже смотреть невозможно. С той скоростью, на которой люди живут в наше время, «Оскар» надо давать не создателям фильма «Отрочество», а тем, кто досмотрел его до конца. Из всех фильмов, которые номинированы, по-человечески выглядит только «Американский снайпер» — ультрапатриотическая агитка от Клинта Иствуда, который хотя бы заботится о зрителях.
В актерских номинациях я буду болеть за Майкла Китона, который крут сам по себе и заслуживает «Оскара» независимо от «Бердмэна». Еще одним приемлемым кандидатом на награду мне видится Брэдли Купер. Гораздо сложнее с номинацией на лучшую актрису. При всей моей бесконечной любви к Джулианне Мур, она должна была бы получить «Оскар» за «Голодные игры», а не за «Все еще Элис». Своей фавориткой в этой категории я бы назвал Розамунд Пайк.
Большая проблема с номинантами на лучшего режиссера. Во-первых, нет Клинта Иствуда и Дэвида Финчера. Во-вторых, Андерсон, Линклейтер и Иньярриту показали в прошлом году, на мой взгляд, не лучшие свои фильмы, «Игра в имитацию» Тильдума — скучное кино, а «Охотника на лис» Беннетта Миллера я, увы, не посмотрел. В случае с премией «Человек года GQ» мы просто убираем номинацию, если не можем найти достойных кандидатов. «Оскару» в нынешнем году такая опция не помешает.
Мария Лемешева
Мне не довелось посмотреть все восемь картин-претендентов на главный приз, но, насколько я могу судить по трейлерам и обзорам прессы, кандидаты весьма достойные. Правда, «Американский снайпер» — не самая удачная работа Клинта Иствуда. Я бы заменила его на «Охотника на лис». Если говорить о будущем обладателе самой заветной статуэтки премии, я бы поставила на «Отрочество» или «Бердмэна». Это, безусловно, два самых необычных фильма года, рвущие шаблоны и даже формирующие тренды.
Каждый год в номинации «Лучшая мужская роль» разворачивается нешуточная борьба. Майкл Китон, совершивший головокружительное возвращение, прекрасный Бенедикт Камбербэтч, изменившиеся до неузнаваемости Брэдли Купер и Стив Карелл, Эдди Редмэйн и его выигрышная роль... Как поделить между ними приз? На мой взгляд, самым правильным было бы вручить награду 63-летнему Майклу Китону. Это его первая номинация на «Оскар». Впрочем, столь же прекрасным выглядит перформанс Стива Карелла, который долгое время пребывал в тени более успешных коллег.
Борьба в женской номинации «Лучшая актриса» не кажется столь острой. Джулианна Мур, как всегда, восхитительна и сыграть менее чем гениально просто не может. Я бы поставила в этом году на нее. Но, по правде, я бы больше радовалась победе Розамунд Пайк. Сыграв однажды девушку Бонда, Розамунд долгое время довольствовалась проходными, не особо примечательными ролями. Но ее игра в картине «Исчезнувшая» — это прорыв! Однако жаль, что Дженнифер Энистон, удивившая всех своей замечательной ролью в фильме «Торт», не попала даже в шорт-лист. Я бы с удовольствием отдала свой голос именно ей.
Для меня всегда было загадкой, как тот, чей фильм номинируется на главный приз, может не попасть в число претендентов на награду как лучший режиссер. Однако в этом году выборка получилась оптимальной. Моим личным фаворитом стал Ричард Линклейтер. Он уже получил «Золотой глобус», а значит его шансы на «Оскар» весьма велики. Сама картина «Отрочество» очень хороша! У фильма совершенно фантастическая история. Кто еще сможет похвастаться успешным завершением проекта, изначально рассчитанного на целых 12 лет! Очень жаль, что фильм не появится в российском прокате. Впрочем, если приз получит Иньяритту за выдающуюся работу в фильме о стареющем актере «Бердмэн», я тоже не удивлюсь.
В номинации «Лучшая мужская роль второго плана» всегда идет непримиримая война. На эпизодические роли приглашают ярких характерных актеров, чьи перформансы зачастую оказываются главной изюминкой фильма. В этом году предсказать победителя практически невозможно. Многие считают, что победа Дж. К. Симмонса на «Золотом глобусе» за драму «Одержимость» Шазелла увеличивает шансы артиста на «Оскар». Впрочем, заветная статуэтка вполне может достаться и Марку Руффало за «Охотника на лис» и Эдварду Нортону, блестяще сыгравшему в «Бердмэне»... Что касается моих личных предпочтений, Симмонс — лидер этой гонки.
В отличие от мужской категории, где практически всегда сражаются кинозвезды, номинация «Лучшая женская роль второго плана», как правило, становится полем битвы актрис, чьи имена пока недостаточно известны. В 2012-м приз взяла Октавия Спенсер, обойдя столь же далеких от голливудского олимпа Беренис Бежо и Джанет МакТир. В 2014-м победила юная Лупита Нионго, обставившая Салли Хокинс и Джун Скуиб. В этом году впервые за долгое время в шорт-лист попали настоящие знаменитости, что, конечно, еще больше усиливает оскаровскую интригу. Сможет ли, например, 26-летняя Эмма Стоун, украсившая собой драму «Бердмэн», обойти саму Мэрил Стрип, рискнувшую сняться в мюзикле-сказке в роли ведьмы? Не сомневаюсь, что Эмме это по силам. Хотя лично мои симпатии навечно отданы Стрип.