"Она вроде бы здесь, но ее на самом деле нет" — говорит французский видеохудожник Филипп Паррено о Мэрилин Монро, попытавшись воссоздать эффект присутствия голливудской дивы в своем новом видео Marylin. Премьера его фильма в пятницу состоялась в "Гараже", после чего Паррено пообщался с Ингеборгой Дапкунайте и рассказал о своей работе в формате public-talk. Фильм портрета-призрака, воображаемой Мэрилин Монро, приближает зрителя к актрисе. Смотря его на широком экране, кажется, что перемещаешься в тот самый воссозданный Паррено номер нью-йоркского отеля Waldorf Astoria, где Монро жила в 1950-х годах, глядишь на него ее глазами, слышишь ее мягкий голос и видишь, как высыхают на бумаге блестящие чернила, которыми пишет актриса. Но делают на самом деле это камера, компьютер и робот, которые конструируют образ некогда реальной легендарной женщины.
Если заглянуть в зал, где проходит выставка Паррено, первое, что бросается в глаза — гигантские снежные сугробы, во всех четырех углах комнаты. Казалось бы, причем тут снег? Но Филлипп, как известно, отличается своим неординарным подходом к оформлению выставок — он всегда старается сделать из экспозиции некую историю и "запрограммировать" впечатление зрителей. Художник отвечает, что это была попытка представить фильм в Москве (в условиях снегопада, которым сопровождались первые дни работы выставки это стало весьма актуальным), а кроме того, удачный акустический ход, помогающий улучшить восприятие звука.
Ингеборга Дапкунайте и Филипп Паррено
"Для меня эта искусственная комната выглядела даже более реальной, чем в отеле" — рассказывает Паррено. И тут с ним не поспоришь — в этой невероятно красивой съемке все воссоздано до мелочей. Мэрилин описывает все, что видит в этом номере — две подушки, несколько журналов на столике, стаканы, зеркало в противоположном от нее углу, белые телефоны — разглядывает букет лилий или нью-йоркские небоскребы под шум ливня, ее призрак садится за стол и начинает выводить изящные строчки на желтоватой бумаге. Художник постарался наполнить фильм максимальным количеством звуков и в саундтреке Marylin смешиваются трезвонящие телефоны, шелест бумаги, стук дождя по окну, и кажется, что от экрана даже дует ветер или зритель сам переводит взгляд из угла в угол комнаты Waldorf Astoria.
"Я уже сказал, что я не режиссер и не кинематографист" — заявляет Паррено. "Я начал снимать, когда учился в колледже искусств в Гренобле, я всегда хотел исследовать, понять, как объекты меняются во времени, а не в пространстве" — говорит он. И фильм Marylin, по словам Филиппа, можно увидеть как "странную новую реальность". Его искусство — видимое, ощутимое — воплощено в призраке Мэрилин, на который нельзя посмотреть, но который можно почувствовать. Первая персональная выставка Филиппа Паррено, куратором которой выступил Ханс Ульрих Обрист, будет открыта в "Гараже" со 2 марта до 4 апреля.
Ингеборга Дапкунайте и Филипп Паррено
Ингеборга Дапкунайте и Филипп Паррено
Ксения Чилингарова
Филипп Паррено и Антон Белов
Светлана Марич и Ольга Свиблова
Василий Церетели и Кира Саккарелло
Егор Заика
Ирина Манн
Дмитрий Ханкин и Федор Палов-Андреевич
Ссылки по теме:
— Выставка Филиппа Паррено в "Гараже"
— Главные выставки 2013 года. Часть I
Фото: предоставлены пресс-службой ЦСК "Гараж"
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7