Первая в мире: Петербургская биеннале музейного дизайна

О том, как и что выставлять

В Петербурге проходит первая биеннале музейного дизайна "Форма" — проект представили ведущие российские и зарубежные дизайн-бюро. Мы побывали на новорожденном смотре, единственном в своем роде

В этом году Петербург, кажется, по полной программе отработал статус культурной столицы. Здесь прошло главное арт-событие года в России и далеко не последнее в мире — биеннале "Манифеста". Еще не остыли места, которые нагрели арт-объекты ведущих мировых художников, как Петербург выдал на-гора собственный проект, причем первый в мире, — биеннале музейного дизайна "Форма". Вопрос, как выставлять и оформлять, после "Манифесты" вполне логичен.

Организаторы, Государственный Эрмитаж и Фонд "ПРО АРТЕ", привлекли известные дизайн-бюро с мировым именем и предоставили им площадки по всему городу. Площадки довольно сложные. В самом Эрмитаже, хоть он и выступил одним из инициаторов, проекта, к сожалению, не было. За исключением Гатчины площадки сложно назвать известными за пределами Петербурга. В биеннале приняли участие Музей городской скульптуры, Музей обороны и блокады Ленинграда, Нарвские триумфальные ворота, Дом-музей Шаляпина, Музей хлеба и другие культурные точки на карте города.

Главный проект, конечно, разместился в Гатчине. В заповеднике их даже два. Один расположился в дворцовых стенах — "Инверсия", разработанная бюро Ralph Appelbaum Associates в лице дизайнера Андрея Вовка. Среди его работ — дизайн московского Еврейского центра и музея толерантности, проект Ельцин-центра в Екатеринбурге, концепция развития Сахаровского центра в Москве.

На этот раз дизайнер размышляет о том, что же должен хранить музей. В Гатчине для этого существует идеальное место — разрушенная во время Второй мировой и до сих пор не восстановленная Чесменская галерея. С одной стороны, следует вернуть парадному залу былой блеск — тогда он вновь поведает посетителям историю ушедших, ныне романтизированных эпох. С другой, разрушенные барельефы, осевшая кирпичная кладка и следы пуль — тоже часть нашей истории. Тогда, быть может, стоит законсервировать галерею в нынешнем состоянии? Вовк не берется дать категоричный ответ. Вместо этого он разместил в центре зала минималистичный стеклянный куб с видеопроекцией. Нажав кнопку, можно выбрать любую эпоху — от Павла I до наших дней. В зависимости от опции камин по ту сторону стекла преображается: либо виртуально возвращает императорский блеск, либо остается живописной руиной. Визуальные метаморфозы сопровождают краткие исторические справки.

Другой гатчинский проект — музейная навигация в обширном парке, разработка местной дизайн-студии "Своя школа". Тема актуальная, ведь навигация во многих, даже крупных, российских музеях хромает на обе ноги. В Гатчине, одном из самых обширных дворцово-парковых комплексов, нововведение просто необходимо. Проект получился метафоричным: выражая протест против музейной статичности, дизайнер Александр Менус в буквальном смысле поставил указатели на колеса.

Для того чтобы увидеть другие проекты, углубляться в петербургские пригороды с благородным прошлым не придется: большинство площадок находится в центре города. Перед зарубежными дизайнерами стояла непростая задача — интересно подать довольно проблемный материал. Британское дизайн-бюро Barnbrook — один из самых "титулованных" участников биеннале — взялось за проект выставки "Поле боя — госпиталь" в Музее обороны и блокады Ленинграда. Место, отведенное под выставку, довольно тесное и к тому же проходное. А артефакты военных времен не такой благодарный материал, как, скажем, слоники и собачки Джеффа Кунса. Решая эти проблемы, дизайнеры задумали превратить пространство в импровизированную палатку в духе военно-полевого госпиталя.

Другому именитому участнику, датскому дизайнеру Арне Кворингу, достался не менее сложный материал — коллекция открыток. Ясное дело, если просто развесить открытки по стенам, следует также оснастить зал подушками: где-то на втором стенде даже самому благожелательному посетителю захочется спать. Кворинг решил проблему концептуально — все открытки образуют иллюстрированный тайм-лайн: можно проследить, как изменялся облик Петербурга вокруг знаковых памятников с дореволюционных времен до наших дней. Получилось на удивление увлекательно: стенды с открытками расходятся так, что из одного конца зал кажется очень длинным, а из другого — довольно компактным.

Источник://www.buro247.ru/culture/arts/pervaya-v-mire-peterburgskaya-biennale-muzeynogo-d.html
 А на противоположных стенах разместились коллаж из открыток, издалека складывающихся в "Медного всадника", и видео, снятое на улицах за несколько дней до выставки. Таким образом дизайнер как бы сталкивает лицом к лицу статику музея и непрерывное движение жизни.

Москва на Петербургской биеннале тоже отметилась — выставкой проектов нового здания Государственного центра современного искусства. Показывают проект-победитель конкурса от ирландского дизайн-бюро Heneghan Peng, а также концепции дизайнеров, вошедших в шорт-лист. Москва привезла проект организации нового музейного кластера в районе Боровицкой площади. Помимо выставок, к биеннале приурочена обширная лекционная программа в Эрмитаже, которая стартовала еще в начале этого года. Среди лекторов — Джонатан Барнбрук, Абха Ламбах, Жан-Мишель Вильмотт и даже легендарный директор венского музея МАК Петер Нойвер.

В целом масштаб проектов — интересных, но порой "местечковых" — не до конца соответствует международному статусу новорожденной биеннале. Однако "Форма" — начинание перспективное. Формат ее довольно эластичный — коррективы внести не сложно. А с героями нет проблем уже сейчас. В светлом будущем новорожденной биеннале сомневаться не стоит.

Сергей Багулин

05.12.14, 0:00

  • Фото: Роман Соколов, Михаил Григорьев