11 шедевров живописи переехали в Москву на лето
Италия неохотно расстается с полотнами Тициана, пусть и на время, но для Пушкинского музея этим летом было сделано исключение. Сегодня, 27 июня, в ГМИИ открывается первая выставка величайшего мастера Возрождения, которая продлится около трех месяцев. Все картины Тициана привезены из Рима, где только что завершилась большая ретроспектива художника.
Половина представленных в Пушкинском картин никогда прежде не покидала свою родину, другие — выставлялись за рубежом чрезвычайно редко. Всего в ГМИИ имени Пушкина привезено 11 полотен Тициана. Восемь из них, как отмечает директор музея Ирина Антонова, — абсолютные шедевры.
Экспозиция разделена на три части и представляет портреты, а также картины на мифологические и религиозные сюжеты. Так, в музее теперь можно увидеть одну из первых версий "Данаи", "Красавицу", "Благовещание", "Портрет Томазо Мости" и другие работы, как совсем ранние ("Мадонна с младенцем" (1507) и "Крещение Христа" (1512) из пинакотек Бергамо и Рима), так и поздние, например, "Венеру, завязывающую глаза Амуру" 1565 года.
Центральной работой выставки стала "Флора" из галереи Уфицци, самое знаменитое полотно Тициана из всех привезенных в Москву. Идеальное воплощение тициановской красоты можно увидеть сразу же, как только входишь в зал. По словам куратора как московской, так и предшествовавшей ей римской выставки Джованни Виллы, "Флора", по сути, открыла традицию женского портрета, в дальнейшем подобный портрет можно встретить и у Рубенса, и у Гойи, и у Мане. Она написана в 1515-1517 годах и относится к раннему периоду творчества Тициана.
Тициан. "Флора", 1515-1517
По словам посла Италии в России Антонио Дзанарди Ланди, уговорить музеи предоставить эти работы для московской выставки было непростой задачей — полотна Тициана являются главными жемчужинами их коллекций. Тем не менее, 10 музейных собраний из восьми городов Италии на это согласились.
Выставка "Тициан. Из музеев Италии" продлится до 2 октября. Этим летом в ГМИИ можно также посмотреть долгожданных "Прерафаэлитов", на которых с первого дня работы выстраивается внушительная очередь.
Тициан. "Красавица", 1536