Жизнь коротка, искусство — вечно
В Париже проходит XXVII Биеннале антикваров — саммит амбициозных галеристов, страстных коллекционеров и вожделенных раритетов. Наши коллеги — эксперты журнала "Интерьер + Дизайн" — посетили смотр и рассказывают, как все было
На вернисаже парижской Биеннале антикваров по традиции весь вечер — вавилонское столпотворение. Гости со всех континентов — от Японии до Мадагаскара — возбуждены от концентрации шедевров и интенсивности коммуникации. Раз в два года в течение десяти дней длится этот праздник, который ждут коллекционеры, музейщики, ювелиры, нувориши, бескорыстные любители искусства и бомонд.
Особую энергию порождают близкое соседство далеких эпох и богатая география: бок о бок друг с другом здесь выставлены римский бюст императора Адриана, шедевры Кранаха и Брейгеля, старинные самурайские доспехи, полотна Пикассо и Пикабии, живопись Ле Корбюзье и автографы Бодлера. К смотру в Гран-Пале антиквары готовятся невероятно тщательно, их цель не только поразить искушенных эрудитов редкими произведениями, но и создать незабываемую экспозицию, которая, как магнит, будет притягивать внимание и надолго останется в памяти гостей.
Понимая важность общего антуража, организаторы пригласили Жака Гранжа сформировать общую сценографию выставки — в основу концепции опытного декоратора и экспозиционера легли сады Версаля, его аллеи, боскеты, решетки, скамейки и фонтаны. Гранж вдохновлялся не столько самим садово-парковым ансамблем резиденции французских королей, сколько чертежами и планами Андре Лентора — легендарного создателя лучшего памятника Франции. Многие галеристы задолго до события обращались к именитым декораторам, чтобы совместными усилиями добиться идеальной презентации своих сокровищ. В качестве советников выступали профи от Индии Мадави до Жака Гарсии и Тристана Оэра, поэтому результатами довольны и продавцы, и покупатели.
Особую энергию порождают близкое соседство далеких эпох и богатая география: бок о бок друг с другом выставлены римский бюст императора Адриана, шедевры Кранаха и Брейгеля, самурайские доспехи, полотна Пикассо и Пикабии, живопись Ле Корбюзье и автографы Бодлера
Все крупные международные ярмарки искусства в последнее время сильно меняют амплуа. И Biennale des Antiquaires не стала исключением. Ее, впервые проведенную в 1962 году, ценили знатоки и собиратели старого декоративно-прикладного искусства. До сих пор предложение по египетским рельефам, греческим акротериям, древнекитайской терракоте (тут вне конкуренции стенд Кристиана Деидье) убедит любого скептика. Во французской дворцовой мебели XVII—XVIII веков моду задает международное предприятие Galerie Didier Aaron, публику неизменно привлекает хорошо знакомая русским клиентам Galerie Steinitz. Знатоки и владельцы загородных резиденций присматривались к прекрасному фарфору — антиквар Мишель Вандермерш поддался теме, предложенной Гранжем, и выставил садовые вазоны, оформив стенд как фрагмент парка. Итальянская Galerie Gismondi привезла помпезные массивные предметы — инкрустированные мрамором столешницы, кресла и зеркала с объемной резьбой, покрытой позолотой: барочный шик во все времена и при любых экономических кризисах находит своих почитателей.
Galerie Gismondi привезла помпезные массивные предметы — инкрустированные мрамором столешницы, кресла и зеркала с объемной резьбой, покрытой позолотой: барочный шик во все времена и при любых экономических кризисах находит своих почитателей
Декоративно-прикладное искусство и дизайн ХХ века уже в течение нескольких лет звучат сильной темой биеннале. Фантастический стол из кованого металла работы Эжена Принца выставила Galerie Marillac, соблазнительный микс предметов, спроектированных французскими дизайнерами Рульманом, Руайером, Франком, представила Galerie Mathivet. Эксперты по ар-деко, сен-жерменские старожилы Шеска и Робер Валуа воссоздали фрагмент интерьера культового парижского коллекционера Жака Дусе. Великолепную коллекцию европейской живописи привезла лондонская галерея Richard Green Gallery: от ранних фламандцев (мужской портрет работы фламандца Корнелия Лионского продавался за €1 миллион) до полотен Джозефа Альберса.
Модники, которые держат нос по ветру и знают тренды декора, отметили находку Galerie Mitterrand — работы Клод и Франсуа-Ксавье Лалан: диваны и кресла-скульптуры с мотивами флоры и фауны, среди которых банкетки-крокодилы, скульптуры-обезьяны и цветочные столы, экспонировались в джунглях. Один угол стенда был густо засажен бамбуком. Любителей истории дизайна мог заинтересовать строгий выбор предметов, произведенный парижским дилером Оскаром Графом (Galerie Oscar Graff). Чайник Кристофера Дрессера 1879 года — и музейная ценность, и эффектный бытовой предмет красивой конструкции. Франк Леньо, признанный эксперт и знаток ар-нуво, предан теме, которую он начал развивать несколько лет назад: его интересует дизайн, возникший под влиянием антропософских идей Рудольфа Штайнера. На его стенде всего дюжина предметов, но каждый — шедевр.
Парижско-лондонское предприятие по продвижению современного коллекционного дизайна Carpenters Workshop Gallery также с помпой выставилось под сводами Гран-Пале. Жюльен Ломбрай и Лоик Ле Гайар сделали ставку на мебель американца Венделла Касла. Цены на его кресла и столы, вырезанные из массива дерева, — в диапазоне от €60 до €500 тысяч.
С каждым годом усиливается крен биеннале в сторону искусства ХХ века и соntemporary art. Американские гранды вроде Marlborough, которая весь стенд посвятила современному испанскому художнику Хуану Хеновесу, оттягивают внимание и финансовые ресурсы соотечественников и готовы всерьез биться за души неофитов. На ярмарке дебютировала элегантная и дальновидная Доминик Леви: опытный нью-йоркский дилер привезла в Париж очень рафинированный ряд, включающий работы Фрэнсиса Бэкона, Рене Магритта, Ива Кляйна, и пригласила архитектора и топ-дизайнера Питера Марино выставить в пандан к полотнам спроектированные им невероятно гламурные комоды и шкафы. Так что дебют вышел громким. На вернисаже Питер Марино ходил с ядовито-зеленой телефонной трубкой в руках и стал фаворитом папарацци.
Американские гранды вроде Marlborough, которая весь стенд посвятила современному испанскому художнику Хуану Хеновесу, оттягивают внимание и финансовые ресурсы соотечественников и готовы всерьез биться за души неофитовКонечно, особый шик мероприятию добавляет присутствие ювелирных брендов. Cartier выступили с самым большим стендом в 100 квадратных метров: королевская коллекция с драгоценными камнями из Бирмы, долины Могок, Кашмира и Колумбии. Van Cleef & Arpels рассказывали сказку Шарля Перро "Ослиная шкура": ее сюжет положен в основу одноименной коллекции с невероятно изящными брошами и колье. Bvlgari выглядели невероятно привлекательно благодаря "змеиным" колье и парюрам. Колье Serpenti из замбийских изумрудов весом более тысячи карат держало экспозицию. После двенадцатилетнего перерыва GRAFF снова решили принять участие в Биеннале. Возвращение компания отмечает серией украшений, центром которых стали редкие увесистые бриллианты и цветные драгоценные камни.
Boucheron выставили коллекцию Les Reves d'Ailleurs и развлекали гостей интерактивной презентацией объектов. Коллекционеры ювелирных украшений атаковали стенд брюссельской галеристки Veronique Bamps: там каждое кольцо или браслет — музейный экспонат. Появился и новый игрок — Giampiero Bodino: бывший арт-директор группы Richemont недавно открыл собственный ювелирный дом в Милане.
Одним словом, начало положено превосходное, теперь главное — дождаться результатов.