Главный редактор Timeout.ru и наш колумнист Геннадий Устиян весь год смотрел хорошие и плохие фильмы, следил за новостями кино, а теперь подводит итоги
В конце каждого года критики называют лучшие фильмы, но, как правило, их увидят немногие. И это происходит не из-за теории заговоров, не потому, что кинокритики такие снобы и любят "кино не для всех". Просто прокатный бизнес в нашей стране — дело затратное и рискованное, поэтому многие фестивальные картины с потенциально небольшой аудиторией до нас не доходят. В моем списке десяти лучших фильмов 2014 года есть и голливудские блокбастеры, и независимые картины: дело ведь не в том, сколько кино стоило, а в том, насколько хорошо оно сделано. Итак, в порядке выхода фильмов в прокат в течение года:
"Отель "Гранд Будапешт": Уэс Андерсон последнее десятилетие как будто варился в собственном стиле и наконец сделал оригинальный фильм, лучший со времен его "Семейки Тененбаум" 13-летней давности.
"Выживут только любовники": вампирская фантазия Джима Джармуша с самыми интересными сейчас актерами Тильдой Суинтон и Томом Хиддлстоном была сделана в 2013-м, но вышла в России в прокат только в апреле 2014.
"Люди Икс: дни минувшего будущего": уже пятый фильм эпопеи про мутантов подтвердил свое положение самой политически ангажированной в хорошем смысле и умной франшизы: речь в нем идет об общественной паранойе и борьбе с инаковостью в Америке начала 1970-х, куда отправляется Росомаха, чтобы изменить ход истории.
"Грань будущего": один из лучших сайенс-фикшенов последних лет с Томом Крузом и Эмили Блант, снятый автором "Мистера и миссис Смит" Дагом Лайманом, "недособрал" в прокате, потому что студия его продвигала как боевик о конце света и совсем проигнорировала отлично сделанную любовную линию. В итоге многие женщины, которым мог понравиться фильм, остались дома. Пора наверстывать, если не смотрели.
"Мачо и ботан — 2": самая смешная комедия года, смешнее "Соседей", "Несносных боссов — 2" и "Миллиона способов потерять голову".
"Стражи Галактики": самая перспективная кинокомпания на данный момент — Marvel — наконец-то шутит.
"Исчезнувшая": Дэвид Финчер снял триллер, детектив, драму о лицемерии брака и сатиру на посткризисную Америку одновременно.
"Интерстеллар": укорачивающий путь к звездам тоннель как метафора семейной близости от Кристофера Нолана.
"Бердман": прокатчики перенесли российскую премьеру комедии Алехандро Гонсалеса Иньярриту про хлопотную жизнь актеров, которые хотят и искусства, и денег, на январь, но премьера прошла на Венецианском кинофестивале, и требовательная публика устроила после фильма овацию.
"Отрочество": к сожалению, шедевр Ричарда Линклейтера, снимавшего на протяжении 13 лет жизнь своего главного героя, не купили для проката в России, но его можно посмотреть на ivi.ru за символические 99 рублей.
Все эти фильмы сняты в Америке, но это не означает, что российское кино в этом году не процветало: Андрей Звягинцев получил очередной приз на Каннском кинофестивале за "Левиафана", который выйдет в наш прокат в феврале, Андрей Кончаловский получил приз уже Венецианского кинофестиваля за свои "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына", так что признание наше кино на международных кинофорумах получает все чаще. Отечественный "Кинотавр" в этом году вообще был революционным, но по другой причине: никогда еще в его конкурсе не было столько женщин-режиссеров — аж восемь. В российское кино наконец пришло новое поколение женщин, которым есть что сказать об окружающей нас жизни. Некоторые фильмы — "Звезда" Анны Меликян и "Как меня зовут" Нигины Сайфуллаевой — уже вышли в прокат, другим еще предстоит, но главное, что тенденция есть.
Параллельно в коммерческом кино "Горько! — 2" вышло сразу на рекордном количестве экранов, и это значит, что кино "среднего" эшелона, не артхаус и не глупая дорогая комедия со звездами федеральных каналов, прочно закрепилось в нашем кинорепертуаре. Главное, чтобы эта тенденция на "Горько!" же и не закончилась.
Сборы в российском прокате показали рост (вышедшая в сентябре "Люси" Люка Бессона вообще побила рекорд первого уикенда за всю историю отечественного проката среди несиквелов), но колебания рубля свели это достижение на нет.
время помешанного на кино поколения из видеопроката прошло, а что приходит ему на смену, не очень понятно — нечто не оформленное идеологически
В 2014-м случились еще два события, которые так или иначе изменят кино уже скоро. Сначала Квентин Тарантино, а потом Анджелина Джоли объявили, что уходят из профессии. Режиссер, доказавший 20 лет назад, что авторское кино может быть и серьезным, и массовым, и веселым, сказал, что перестанет снимать после окончания своего последнего фильма и что десять картин в фильмографии — достаточно. Конечно, Тарантино наверняка лукавит — Стивен Содерберг тоже объявлял об уходе из кино, но тут же снял один из лучших телесериалов этого года "Больница Никербокер". Но уход Тарантино, пусть и временный, пусть и только из кино, означает поколенческие сдвиги. Сейчас, если можно так сказать, у власти в кино находятся режиссеры, пришедшие в профессию в 1990-х в возрасте около 30: Даррен Аронофски, Дэвид О.Расселл, Александр Пэйн, Ричард Линклейтер, Брайан Сингер, Дэвид Финчер и другие. В этом году в поле зрения "Оскара" попал только один режиссер младше 30 — 29-летний постановщик драмы про джазового ударника "Одержимость" Дэмиен Шазелл. Наверняка ему тут же предложат снять высокобюджетный блокбастер, но это означает, что время помешанного на кино поколения из видеопроката прошло, а что приходит ему на смену, не очень понятно — нечто не оформленное идеологически.
Скорый "уход" Джоли (конечно, тоже относительный уход — в следующем году с ее участием выйдут аж три фильма, и потом она сняла уже второй как режиссер) означает, что "власть" в кино переходит к поколению Дженнифер Лоуренс и других молодых актрис, а удел людей 40—50 лет — читать лекции или идти, как Рональд Рейган, в политику или благотворительность.
В целом это был очень хороший и насыщенный год, гораздо лучше предыдущих, когда студии жаловались на падение доходов с проката, было больше кассовых провалов, а критики еле собирали десятки лучших фильмов к концу года. Изо дня в день общий подъем кино не так заметен, но если в ночь вручения "Оскара" в феврале "Исчезнувшая", "Исход: Цари и боги" и "Интерстеллар" будут сражаться за звание лучшего фильма года со скромным, но титаническими усилиями сделанным "Отрочеством", мы убедимся, что кое-что за последний год изменилось в лучшую сторону.
Другие истории
Подборка Buro 24/7