Москва, Санкт-Петербург и некоторые другие города России давно заслужили славу мировых театральных центров. Сегодня театр становится все популярнее и все больше людей погружается в театральный же контекст. Многие легендарные режиссеры работают с российскими труппами. Тем не менее часто то, что происходит с другими театральными школами, не попадает в круг внимания московских и петербургских зрителей. Исправляемся с помощью обзора значимых и необычных премьер завершающегося сезона
«Поле брани» (Battlefield), театр Буфф Дю Нор, Париж
Новая работа Питера Брука и его соавтора Мэри-Элен Этьен возвращает нас к теме, которую легендарный режиссер уже поднимал три десятилетия назад. Тогда он адаптировал индийский эпос «Махабхарата» для сцены, заручившись поддержкой драматурга Жан-Клода Карьера. Вместе они сделали текст доступным европейскому зрителю и в очередной раз доказали, что во всех концах света люди думают об одном: о любви и о смерти. «Махабхарата» — удивительный спектакль. Из наивной сказки он постепенно разрастался до притчи, объясняющей законы мироздания. Сейчас Карьер вновь помогал Бруку. На этот раз они адаптировали один, но очень важный фрагмент великой истории. Тот самый, где гражданская война заканчивается, но победитель, находясь на поле брани, все равно чувствует себя побежденным. Почему? Четыре актера и один музыкант пытаются разобраться в причинах трагедии. И, конечно, они говорят не просто о войне из индийского эпоса, а обо всех человеческих войнах сразу. В этот час с четвертью в пустом пространстве заключен весь ужас бесконечного уничтожения людьми друг друга. И, кажется, невозможность этот цикл прервать.
«Гамлет», театр Барбикан, Лондон
Увы, этот спектакль шел всего 12 недель, с августа по октябрь 2015 года. Теперь к нему можно вернуться только в записи — но и это, поверьте, хороший план. Один из главных актеров своего поколения, Бенедикт Камбербэтч пробует втиснуться в шкуру центрального шекспировского трагического героя. Гамлет Камбербэтча раним, жесток и ироничен одновременно. Он бунтует, как и другие Гамлеты, и сходит с ума. Открыл ли Камбербэтч новую веху своего творчества, сыграв принца датского? Время покажет.
«Гамлет», Королевский шекспировский театр, Стратфорд-на-Эйвоне
В марте 2016 года состоялась премьера нового прочтения «Гамлета» легендарной Королевской шекспировской компанией. Режиссер — Саймон Годвин. В главной роли — молодой актер Паапа Эссейду. Годвин переосмысливает трагедию одновременно в современном и аутентичном ключе. Вслед за Питером Бруком он выводит на «шекспировскую» сцену чернокожих артистов. Они в авангарде современности — вот тебе и музыка, и костюмы. Но вслед за разрисованным модным нарядом Гамлета мы обнаруживаем африканские ритмы, отсылки к народным мелодиям. Горячая кровь сталкивается с ледяным миром. На границе столкновения неизбежно возникает трагедия.
«Бродский/Барышников», Новый Рижский театр, Рига
Спектакль с Михаилом Барышниковым в главной роли стал настоящим театральным потрясением: даже те, кто не особенно интересовался театром, осенью «мигрировали» в Ригу. Каждый хотел взглянуть на «великого немого», который вдруг заговорил стихами своего близкого друга поэта Иосифа Бродского. С момента премьеры спектакль Алвиса Херманиса, в очередной раз подтвердившего свою способность к мистификации, уже побывал в Нью-Йорке и в Тель-Авиве. В Россию он, видимо, не приедет никогда — ну что ж, будем ждать новых показов в Риге. Надо сказать, что там Барышникова вскоре можно будет увидеть не только в постановке Херманиса. На август в городе запланированы гастроли спектакля Роберта Уилсона «Письмо мужчине», в котором он играет Вацлава Нижинского.
Betroffenheit, копродукция Electric Company Theatre, Джонатона Янга и Кристал Пит
Это одна из самых сложных постановок сезона. Первые показы прошли год назад на родине создателей в Канаде, а месяц назад спектакль добрался до Лондона, где шел в театре Sadler's Wells. Актер и драматург Джонатон Янг — автор пьесы Betroffenheit. В ней Янг исследует механизмы поведения человека в момент, когда он теряет все. В момент, когда его собственная жизнь будто бы перестает быть даром, а становится почти проклятием. В 2009 году во время пожара погибли дочь, племянник и племянница Янга. Ужасные события семилетней давности лежат в основе Betroffenheit. За постановку взялась хореограф Кристал Пит, обладательница премии Лоуренса Оливье за выдающиеся заслуги в балете. В итоге родился поразительной силы спектакль, соединяющий драму и танец, трагедию и, совершенно неожиданно, горькую комедию. Конечно, идея преобразовать личную трагедию в сценический акт неоднозначна. Однако на выходе становится ясно, зачем все это: Betroffenheit, помимо прочего, возвращает искусству его социальную функцию. Когда больше негде искать ответы и боль невыносима, только искусство и остается.
Eclipsed, John Golden Theatre, Нью-Йорк
Недавно на Бродвее отгремели показы спектакля режиссера Лесл Томми по пьесе Данай Гуриры о гражданской войне в Западной Африке в начале 2000-х. В центре сюжета — женщины, попавшие в рабство. Одна из ведущих ролей в постановке досталась Лупите Нионго, обладательнице премии «Оскар» и одной из ярчайших молодых актрис Голливуда. Для нее тема, затронутая Гурирой (кстати, актриса и драматург — близкие подруги), немаловажна: Лупита выросла в Кении и, конечно, ей далеко не безразлично, что происходит с ее народом.
«Травиата», Римский оперный театр, Рим
В конце мая состоялась премьера «Травиаты» Джузеппе Верди — первой работы Софии Копполы в качестве оперного режиссера. Показы продлились до конца июня (а зимой 2017-го, говорят, постановка доедет до Валенсии). Состав у оперы звездный — вообще-то, Копполу в проект пригласил Валентино Гаравани, мечтавший с ней поработать со времен картины «Мария-Антуанетта». Сам Валентино сделал для спектакля костюмы, а пространством занимался Натан Краули. Режиссерская опера сегодня становится все популярнее, и приход Копполы в театр это еще раз подтвердил.
Другие истории
Подборка Buro 24/7