Лиричная постановка режиссера Тимофея Кулябина
Вслед за спектаклем-бродилкой "Шекспир. Лабиринт" Театр Наций вновь обращается к великому драматургу. На этот раз — за поэзией. Сегодня, 17 сентября, — премьера спектакля #СонетыШекспира
Название спектакля пишется именно так, через хэштег — это дань современному обществу. Номера сонетов тоже появляются с хэштегами. На этом упоминания о современности практически заканчиваются — перед зрителями на сцене просторная комната, большие окна, рояль. Звучит классическая музыка. Актеры одеты просто — никаких ярких красок, ничего вызывающего.
Режиссер Тимофей Кулябин, лауреат "Золотой маски", поставил спектакль о мелочах, моментах, которые мы вспоминаем и ценим только под конец жизни. Главной темой премьеры Театра Наций стало увядание и старение. Жизнь — это процесс с неизбежным финалом: после нас ничего не останется. Именно эти мысли воплотил в #Сонетах... Тимофей. Однако он не печалится по данному поводу, ведь смерть — лишь объективная реальность, ни в коем случае не трагедия. И зрители, как и режиссер с актерами, не страшатся этого. Наоборот, погружаются в медитативный транс — классическая музыка, рояль и сонеты Шекспира в помощь.
У актеров этого спектакля нет ролей, на сцене нет персонажей — есть люди, их воспоминания, их жизнь. Встретились, влюбились, умерли. Звучит просто и банально, зато как красиво это выглядит на сцене. Во многом благодаря Dialogue Dance, которые занимались пластикой спектакля. Это нельзя назвать хореографией, пластика — самое подходящее слово: плавные размеренные движения, медленные, иногда тягучие, иногда быстрые, но не резкие. И в каждом из них считывается множество прекрасных эмоций. Да, #СонетыШекспира поставлены по мотивам поэзии гения из Стретфорда-на-Эйвоне. Но она — лишь фон спектакля, где главное — сами актеры и их движения. Хотя, безусловно, сонеты создают особенную атмосферу, наполняющую зрителя нежностью.
Смерть рояля — особое действо, своеобразный сюжет. Спектакль начинается с игры на нем, а под конец инструмент уже сломан
Если не терять голову и сосредоточиться, то можно угадать культурные аллюзии, которые Тимофей Кулябин использовал в своем спектакле. По признанию режиссера, в постановке прячутся 40 цитат из мировой культуры, в основном из живописи. Правда, одна из самых интересных — родом из кинематографа: комната, в которой находятся актеры, во многом "позаимствована" из фильма Тарковского "Зеркало".
Чтобы полностью не уйти в другую, романтическую реальность, зрителям напоминают, что они оказались в театре. То, что во время репетиции кажется абсолютно нормальным — рабочие расставляют вентиляторы, открывают и закрывают окна, уносят реквизит со сцены и приносят новый, — остается и во время спектакля. В финале постановки, перед закатом, рабочие в строительных костюмах спокойно перемещаются по сцене, открывают окна, устанавливают свет, который создаст иллюзию захода солнца. Все на глазах у зрителей. Герои, ушедшие в свои переживания и воспоминания о любви, поцелуях и встречах с любимыми, не обращают на это никакого внимания.
На быстротечность сущего намекают и бирки, которые висят на всех предметах в комнате. На стульях, полках, рояле. Смерть рояля — особое действо, своеобразный сюжет. Спектакль начинается с игры на нем, а под конец инструмент уже сломан — рабочие сцены сливают воду прямо в рояль. Да, все имеет свой конец. Но все, что происходит в процессе, — это очень важно, значимо, романтично и красиво. Надо только помнить о мимолетных событиях в жизни.