"Космос" как предчувствие: архитектурное бюро глазами одного из его создателей

Интервью Buro 24/7

Архитектурное бюро «Космос», придуманное четырьмя московскими архитекторами, разработало не один амбициозный проект, быстро зарекомендовав себя на международном рынке. Мы встретились с основателем бюро Леонидом Слонимским в Швейцарии, чтобы узнать о том, как появился «Космос» и какие планы имеет на будущее

Для того чтобы реализовывать масштабные архитектурные проекты по всему миру, совершенно не обязательно находиться в одном городе и даже на одном континенте. Архитектурное бюро «Космос» доказало это на практике. Его создатели успели не только окончить МАРХИ, поучиться в зарубежных университетах и разъехаться по разным странам, но также построить летний павильон музея современного искусства «Гараж», одержать победу в нескольких крупных тендерах и продумать концепцию невероятно популярного этим летом московского пространства ЭМА. 

Давайте начнем с разговора о том, что такое «Космос».

Это четыре архитектора, которые, объединившись, решили создать бюро нового формата. Мы не находимся в одном месте, а сотрудничаем на расстоянии: у нас есть партнер в Нью-Йорке, партнер в Москве и два партнера в Швейцарии, и все вместе мы как бюро «Космос» делаем проекты в разных точках мира. По факту это очень интересный и эффективный способ коммуникации через е-mail, Skype, WhatsApp и другие программы, который позволил нам достаточно быстро построить сразу несколько проектов в Москве и Нью-Йорке, выиграть большое количество международных конкурсов, а также постоянно работать над новыми проектами. 

Музей Г. Х. Андерсена, конкурс, 1-е место

«Сколково». Жилой район для ученых. Конкурс. 1-е место

А почему «Космос»?

Это название не имеет прямого отношения к наиболее популярной трактовке слова. Наш космос не совсем про ракеты Гагарина или фильм «Звездные войны». Во-первых, мы работаем не в одном месте, а даже на разных континентах, с помощью интернета, и получается, что космос — это то, что нас объединяет. Во-вторых, К-С-М-С — это аббревиатура наших фамилий (Китаев, Слонимский, Мартынов, Стаборовский), которую мы для лучшего восприятия разбавили гласными, так что теперь это не непонятное сочетание букв, а узнаваемое слово. Если говорить о более глубоких смыслах, то мы рассматриваем значение слова как философское понятие о космосе с точки зрения его противоположности хаосу. В древнегреческой философии оно соединяло в себе сразу две функции — упорядочивающую и эстетическую. Этим нам хотелось показать, что мы как архитектурное бюро собираем референсы из хаоса повседневной жизни и структурируем их в реализации полноценных архитектурных объектов. Недавно мы показали свою инсталляцию на «Арх Москве», которую назвали «КОСМОС/ХАОС», и представили не только сами проекты, но и объекты, нас на них вдохновившие: повседневные и утилитарные материалы, например.

«Наш КОСМОС не совсем про ракеты Гагарина или фильм "Звездные войны"».


С чего все началось?

Все началось еще в МАРХИ, куда мы все поступили и где, собственно, познакомились. Потом я уехал в Нью-Йорк — учиться в Колумбийском университете, а позже работать в бюро Рема Колхаса OMA. Друзья предложили попробовать сделать что-то вместе, и мы решили поучаствовать в тендере и разработать инновационное жилье для ученых стартовавшего тогда проекта «Сколково». Мы выиграли конкурс, соревнуясь с лучшими архитектурными бюро, и это стало первым опытом нашей совместной работы. Вскоре мы узнали, что в Москве проводится закрытый тендер среди архитекторов на проектирование и строительство временного павильона музея «Гараж» в парке Горького. Это тот самый павильон, который был еще до проекта Рема Колхаса и временного павильона «Гаража» Шигеру Бана. Идея конкурса возникла спонтанно: из-за того, что задерживалось строительство основного здания, — поэтому руководство решило в очень сжатые сроки организовать тендер среди молодых архитекторов. Нам было дано 5 недель на реализацию проекта — от самого первого эскиза до открытия построенного здания, и, несмотря на бешеный темп, вышло отлично. Это был первый объект, который мы построили как архитектурное бюро.

Queensway, реновация заброшенной железной дороги в Нью-Йорке

Реконструкция Триумфальной площади

В чем была идея «Космоса» на момент, когда вы решили создать бюро?

Мы не хотели делать обычное архитектурное бюро. Нам сразу было понятно, что мы не пойдем по стандартному пути. В какой-то момент, в стремлении повысить квалификацию, мы разъехались работать и учиться по разным странам и континентам. Один из нас уехал учиться в Нью-Йорк, двое — поработать в Швейцарию в бюро Herzog & de Meuron, а четвертый партнер остался представлять нас в Москве. Несмотря на то что мы разъединились географически, мы сохранили творческое объединение, что сегодня вполне реально. Работать из разных стран в таком формате очень интересно и драйвово: проектируя, мы смотрим на любой проект одновременно сразу в трех контекстах: московском, европейском и нью-йоркском.

«Мы не хотели делать обычное архитектурное бюро. Нам сразу было понятно, что мы не пойдем по стандартному пути».

У вас ведь уже много проектов, можете кое-что рассказать о них?

С 2012 года мы создали более десяти проектов. Среди них были такие известные и амбициозные, как павильон музея «Гараж», выигранный конкурс на проектировку здания музея Ганса Христиана Андерсена в Дании, знаковый проект и выставка в Нью-Йорке — парк на заброшенной железной дороге в районе Квинс, по поводу которого велось немало споров, план реконструкции Триумфальной площади (его, к сожалению, нам не удалось реализовать, но наше предложение было признано самым концептуальным), проект мобильных жилых модулей для туристов на берегу Луары во Франции и много чего еще.

Летний выставочный павильон ЦСИ «Гараж»

Жилые модули для туристов на берегу Луары

Наш разговор, как вы понимаете, приурочен и к появлению в Москве нового пространства ЭМА, открывшегося этим летом. Расскажите про этот ваш проект.

В ЭМА нам удалось протестировать некоторые из наших идей и задумок, проверить в реальности концепции, материалы и формы. Это был очень интересный опыт. К нам обратились представители компании «Арт Квартал», которые развивают проекты в районе Яузской набережной и Китай-города и известны своим проектом временного ресторана Door 19 и Kitchen 15. Руководство «Арт Квартала» решило реновировать территорию бывшего завода электромедицинской аппаратуры. С их представителем Екатериной Кибовской, которая стояла у истоков проекта ЭМА, мы познакомились на Архитектурной биеннале в Венеции в прошлом году — и спустя год открыли ЭМА.

В чем особенность этого проекта, в отличие от других проектов бюро «Космос»?

Особенность ЭМА заключалась в том, что не было четкой программы и функции: перед нами как архитекторами стояла задача оживить руины, располагая при этом минимальным бюджетом и минимальным же представлением о том, что будет происходить в стенах ЭМА. Мы создавали идеальный фон для любой творческой деятельности, и теперь мы видим, как это работает вживую: тут играют фри-джаз и техно, жарят барбекю и читают лекции, проводят семинары и детские праздники.

Расскажите про идею и концепцию.

Как я уже говорил, этот проект стал своеобразным тестовым полигоном различных задумок и идей, которые мы давно хотели проверить в действии. На территории ЭМА встречаются и накладываются друг на друга два архитектурных и культурных слоя. Первый слой — дух старой Москвы, маленьких кривых переулков, руин и особняков. Второй — советский, с его верой в науку, электронику, будущее, со свойственной этому времени эстетикой. Мы решили добавить к этому палимпсесту еще один слой — современный: блестящий, временный, технологичный, театральный, слегка абсурдный. Мы затянули внешние поверхности серебряными стенами из фольги, повесили во дворе электрическое небо, поставили во двор искусственную Луну и вернули месту исторический футуристический логотип.

ЭМА

А над чем «Космос» работает сейчас?

Новый проект, которым мы на данный момент активно занимаемся, — небольшие типовые  дома для провинции, он пока только на начальной стадии. Нам это направление кажется недостаточно развитым в России и очень перспективным. Мы хотим изменить отношение к словам «типовой» и «провинция» и предложить красивые и оригинальные решения, которые могут отвечать индивидуальным запросам людей, выглядеть достойно и стоить при этом недорого. Это новый для нас формат, и после музеев, общественных и культурных пространств в Москве, Европе и Америке нам кажется очень интересным подумать о восприятии архитектуры в русской провинции.

Тамара Волкова

11.08.15, 16:15