В ГМИИ им. А. С. Пушкина открылась первая в России ретроспектива Рафаэля. Объясняем, что вам необходимо знать о великом художнике и как обсуждать его творчество без риска сказать что-то не то
Что нужно знать о Рафаэле
Среди трех великих художников Высокого Возрождения, наряду с Леонардо и Микеланджело, Рафаэль — наиболее гармоничный. В его произведениях нет драматизма гигантов Микеланджело или научных экспериментов, как в эскизах Леонардо. Мадонны Рафаэля спокойны, а герои на портретах — сдержанны. Он был не только младше своих великих современников, но и рано умер: в 37 лет, в 1520 году. С этой датой в учебниках по истории искусств, как правило, условно связывают конец эпохи и начало кризиса Ренессанса. В России выставка Рафаэля, как ни странно, проходит впервые.
Что он сделал для искусства в свои годы
Одним из первых начал отражать в портрете личность человека с присущими только ему чертами характера, которые передавались художником через детали внешности. Попробовал классифицировать античное искусство — тоже одним из первых. Организовал работу своей мастерской как менеджер: у Рафаэля были подмастерья, писавшие только фрукты, а были и те, кто занимался исключительно баталиями. Еще Рафаэль серьезно увлекался археологическими раскопками, но это уже детали.
Теперь конкретнее
Яркий пример портрета эпохи Высокого Возрождения — изображение Маддаленны Дони, одна из одиннадцати работ, привезенных на выставку в Москву. Есть и супруг Маддалены — Аньоло Дони, богатый торговец шерстью и известный во Флоренции начала XVI века почитатель Рафаэля. Как и Аньоло, его супруга развернута на портрете в три четверти. Спокойная величавая поза, замкнутые руки и взгляд чуть сверху говорят не столько о благородной натуре персонажа, сколько об осознании им своего высокого социального статуса. За дорогим шелковым одеянием и разнообразными украшениями Маддалены мы видим образ самоуверенной, едва ли не надменной женщины, супруги влиятельного предпринимателя. О статусе портретируемой мы догадываемся не только по костюму и жестам, но и по тем самым украшениям — жемчуг свидетельствует о целомудрии, а драгоценные камни — о процветании и силе. Не исключено, что подвеска была подарком Аньоло к свадьбе, как и заказанный им парный портрет.
Как обсуждать Рафаэля и не опозориться
Избегайте клише: рассуждения об игре светотени, объеме, перспективе, отсылках к античности в творчестве Рафаэля скорее выдадут в вас неофита. Для знатока искусства это вещи очевидные — как для фаната ЗОЖ то, что пить много воды полезно. Хотите сойти за своего — сравните Маддалену с Джокондой и как минимум раз упомяните картоны Рафаэля (сами по себе они вещь вспомогательная), которые у художника заказал Папа Римский Лев Х для шпалер в Сикстинскую капеллу. Шпалеры так и не сделали, но оставшиеся картоны с тех пор неоднократно копировали, а по важности они близки к станцам Рафаэля. Это, если что, комнаты в Папском дворце Ватикана с фресками от великого.