Интервью с режиссером и генеральным продюсером кинокомпании "Небо"
Резо Гигинеишвили умеет снимать кино, которое привлекает к себе внимание. При этом в его картинах на равных предстают и гранды кинематографа, и совсем юные актеры. Принцип равенства Резо сохраняет и в стенах основанной им совсем недавно кинокомпании "Небо"
Впервые о Резо Гигинеишвили заговорили в 2006 году, когда на экраны вышла его дебютная режиссерская работа "Жара". Потом был сериал "9 месяцев", фильм "Без мужчин", а в 2012 году зрители увидели самую успешную на сегодня картину Гигинеишвили "Любовь с акцентом". Год назад режиссер взялся за новую высоту и основал собственную кинокомпанию "Небо".
На прошлой неделе Резо отметил свой 32-й день рождения. В его копилке пока не так много проектов, но за время их создания Гигинеишвили поработал с первыми лицами российского кино, не боясь при этом поставить их в один кадр с совсем юными дарованиями. В интервью Buro 24/7 Резо Гигинеишвили рассказал, чем съемки сериалов отличаются от съемок фильмов, как он находит общий язык с актерами, почему не боится работать с непрофессионалами и как относится к цензуре и заказам.
Как появилась кинокомпания "Небо"?
Я очень долго готовился к тому, чтобы окружить себя людьми, с которыми мне будет комфортно работать. "Небо" — это творческое объединение, группа единомышленников, в которой все смотрят в одном направлении. Мы собираемся за большим столом, как во время грузинского застолья, только вместо тостов озвучиваем идеи. Причем все за этим столом равны. Если у вас, например, есть сценарий — приносите.
Говоря о финансовой составляющей, мы, как и все, хотим зарабатывать, но собственное имя — важнее всего. Один из наших проектов, "Последний из Магикян", задуман как ситком, но качественно выделяется своим содержанием и формой. Мы готовы больше заплатить кинохудожнику, заработав при этом меньше как студия, но в будущем хотим, чтобы названия наших проектов работали на нас.
Почему всем так интересны сериалы в последнее время?
Тот ритм, в котором мы существуем сегодня, не располагает к просмотру серьезного кино, над которым надо думать. Кинотеатры все больше рассчитаны на развлечения, подчинены интересам кошелька. Альтернатива подобному кино — это сериал. Качественный и умный. Сериалы — это длинные, растянутые истории. Как роман, который тебе читают. К тому же сериалы сегодня создают те же люди, что совсем недавно создавали отличные фильмы. Не знаю, что в головах у сценаристов американских сериалов, но я готов расцеловать каждую такую голову.
"НЕ ЗНАЮ, ЧТО В ГОЛОВАХ У СЦЕНАРИСТОВ АМЕРИКАНСКИХ СЕРИАЛОВ, НО Я ГОТОВ РАСЦЕЛОВАТЬ КАЖДУЮ ТАКУЮ ГОЛОВУ"
Гениальные сценаристы создают отличные сериалы в Америке, а у нас самые большие рейтинги у историй про доярок. Не получится, что, как и в кино, в деле создания сериалов мы окажемся на позиции догоняющих?
Мы во всех отраслях будем на позициях догоняющих, пока до конца не пройдем отрезок пути, потерянный в те годы, когда наши родители зарабатывали на кусок хлеба и спасали своих детей от перестрелок. Но я бы не сказал, что у нас все так плохо с сериалами. Есть хорошие проекты, с которыми я поздравляю коллег. Просто руководители каналов являются заложниками рейтингов и не могут позволить себе вставлять в сетку сериалы HBO, к которым зритель не готов. Есть халтурщики, слепо угождающие зрителю, но есть и те, кто рискует показывать "наглые" проекты. Например, "Вечерний Ургант" на "Первом канале", вместо которого легко можно было поставить что-нибудь давно обкатанное и опробованное.
В чем разница работы над кино и сериалами с режиссерской точки зрения?
Мне интересна работа над сценарием сериалов. В кино ты не можешь так подробно провалиться в историю персонажа.
"из-за этих недалеких критических статей я вообще не мог пересматривать "Жару"
Насколько режиссеру важно владеть всеми навыками, необходимыми для создания фильма: от написания сценария до монтажа?
Для режиссера важно все. Я пришел во ВГИК, когда мне было 18 лет, и тогда же услышал, что молодых туда не берут, потому что режиссер должен иметь за плечами некоторый жизненный опыт. В 18 лет я с этим не соглашался, возможно, по той причине, что мое поколение прошло через ужас разрухи и войн, что не могло не отразиться на личности даже в раннем возрасте. Но спустя годы я понял, что для этой профессии действительно важно уметь и попробовать все. Только в этом случае ты не будешь требовать от людей на площадке невыполнимого.
Снимая первую большую работу — "Жару", вы были еще совсем молодым режиссером. Когда пересматриваете фильм, замечаете ошибки?
С "Жарой" была другая ситуация. Мы были очень молодыми и считали себя крутыми, что на экране местами превратилось в наивность. Несмотря на коммерческий успех "Жары", критика на меня ополчилась, чего я совсем не понял и не понимаю по сей день: некоторые писали не про кино, а про личности, про создателей, хотели нас уколоть, уличить в том, что мы тусовка. Но мы называли это дружбой. Считаешь кино недостойным, не пиши о нем. Но из-за этих недалеких критических статей я вообще не мог пересматривать свой фильм. Только работая над "Любовью с акцентом", мне пришлось посмотреть "Жару", и вдруг я понял, что картина выглядит очень круто и современно, хотя прошло почти девять лет. Теперь я ценю этот фильм больше, чем раньше. Даже думаю о новой "Жаре". Мне кажется, это может быть интересно.
Герои будут новые?
Нет! В этом и интерес: посмотреть, как изменились герои старые. Например, Тимати тогда и сейчас — это два разных человека.
"ЧЕСТНО СКАЖУ, Я ЧАСТО БЫВАЮ НЕ В ВОСТОРГЕ ОТ РАБОТЫ С АРТИСТАМИ, НО ПРИХОДИТСЯ "СВОРАЧИВАТЬ" ВСЕ СВОИ ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ, СОЗДАВАЯ АТМОСФЕРУ, В КОТОРОЙ БУДЕТ УЮТНО НЕ МНЕ, А ИМ"
Тимати, кстати, как и Светлана Бондарчук — непрофессиональные актеры, которых вы тем не менее позвали у себя сниматься. Это режиссерский риск?
Я не считаю это риском. Мне кажется, в кино можно иногда снимать абсолютных непрофессионалов, чтобы достичь эффекта документальности.
А с кем проще работать: с мэтрами или непрофессионалами?
У меня бывали разные случаи. Например, мы снимали Инну Михайловну Чурикову и Олега Валерьяновича Басилашвили, и это была огромная школа. Их подход к работе уникален и серьезно отличается от того, что есть у нынешнего поколения.
Приходилось работать с актерами такого же уровня, но в довесок со сложным характером?
Да, бывало. Честно скажу, я часто бываю не в восторге от работы с артистами, но приходится "сворачивать" все свои чувства и эмоции, создавая атмосферу, в которой будет уютно не мне, а им.
"ПРЕДСТАВЬТЕ, ВОТ СТОИТ СЪЕМОЧНАЯ ГРУППА, КТО-ТО В НОСУ КОВЫРЯЕТ, А ТЫ ДОЛЖЕН ПЕРЕД ЭТИМ ЧЕЛОВЕКОМ СЫГРАТЬ ТРАГЕДИЮ"
Как можно совмещать роль главного человека на площадке с необходимостью подстраиваться под артистов?
Это не "подстраиваться", это компромисс. Артисты ведь постоянно считают, что их версия прочтения сценария лучше твоей, о чем непременно сообщают. А у меня тут коллапс на съемке, еще и дождь пошел, а приходится стоять и слушать. В итоге мы все равно придем к тому, что задумал я, но актеры таким образом дополняют роль — я же не кукловод. Артисты живые люди, и им должно быть комфортно работать. В профессии ведь много закомплексованных актеров. Да и вообще, представьте, вот стоит съемочная группа, кто-то в носу ковыряет, а ты должен перед этим человеком сыграть трагедию.
Бывало, что предлагали актерам роль, а они читали сценарий и говорили: "Спасибо, нет"?
Наверное, бывало... Но я не могу сейчас вспомнить. Важно уметь принимать взвешенные решения. Я вот шесть лет писал сценарий, а недавно понял, что фильм по нему ранит слишком многих людей.
Каким образом фильм может кого-то ранить?
Сюжет основан на реальных событиях. И мне показалось, что родители погибших людей не захотели бы видеть их такими, какими они предстали бы в фильме.
Какую роль берут на себя продюсеры во время съемок?
Нужно рассматривать не профессию "продюсер", а людей в этой профессии. Есть те, кого я считаю мастерами, и могу прийти к ним за советом. Важно, чтобы человек все делал осмысленно, а не пытался снять в каждом фильме сто раз раскрученных людей со слепым расчетом на то, что зритель потом пойдет в кино на эти имена. Приятно работать с теми продюсерами, которые умнее тебя. Например, не так давно нашел на YouTube интервью Андрея Сергеевича Кончаловского, которое он дал, когда ему было 38 лет, и задумался: "А буду ли я спустя совсем немного лет говорить так же, как он, обладать таким же багажом знаний?" Решил, что вряд ли. Поэтому лишний раз не выпендриваюсь. Но если продюсер берет у режиссера готовый сценарий и начинает химичить в уже выдуманном мире, хочется сказать: "Возьми ручку, бумажку и сам все сделай от начала до конца".
У вас ведь есть любимые фильмы, режиссеры...
Сейчас будет самый ужасный вопрос.
Так вот, когда вы создаете собственные работы...
Да, я всегда подсматриваю. Постоянно. И я очень сомневаюсь, что Спилберг не смотрит Куросаву, а Отар Иоселиани не видел "Вакантное место" Эрманно Ольми. Таких примеров много. Это не значит воровать. Это значит вдохновляться. Что-то мне подсказывает, создатели сериала "Бригада" все-таки смотрели "Однажды в Америке", но Саша Белый при этом был абсолютным героем своего времени. Я не принимаю другого: когда режиссер берет старый фильм и просто переснимает его, но уже со своими актерами и в своей стране без всякого осмысления и учета территории, которые обязаны привносить в фильм свой язык и стиль, не говоря уже про содержание.
"ЧТО-ТО МНЕ ПОДСКАЗЫВАЕТ, СОЗДАТЕЛИ СЕРИАЛА "БРИГАДА" ВСЕ-ТАКИ СМОТРЕЛИ "ОДНАЖДЫ В АМЕРИКЕ", НО САША БЕЛЫЙ ПРИ ЭТОМ БЫЛ АБСОЛЮТНЫМ ГЕРОЕМ СВОЕГО ВРЕМЕНИ"
Режиссерам, которые снимают "Крестного отца. Часть 10", наплевать, что их работы в лучшем случае соберут кассу, но в историю не войдут?
Не верю, что им наплевать. В момент работы они искренне забываются и считают себя создателями "Крестного отца". Съемки — это ведь длительный процесс. Вот ты принял решение снять "Терминатора", рассказав зрителю якобы "оригинальный" сюжет, — решил обмануть. Затем начинаются съемки, к тебе приходят актеры, продюсеры дают деньги, ты садишься на стул, где написано твое имя, и все! Какой "Терминатор"? Кто его снимал? Ты создаешь здесь и сейчас. И к моменту выхода картины в прокат такой режиссер уже считает себя большим мастером.
Режиссеры выделяют отдельные свои работы или любят их, как детей, одинаково?
Я и детей люблю по-разному. Не значит, что кого-то больше, а кого-то меньше, просто их трое, и они разные, а значит, и отношение к ним разное. Я пока не могу сказать, что снял фильм, который люблю больше остальных.
"несколько раз смотрел фильм Билли Уайлдера "Один, два, три", в котором уровень политической пропаганды зашкаливает. Я даже в Советском кино не могу вспомнить настолько идиотской картины"
"Любовь с акцентом" — русско-грузинский проект. Причем чего в нем больше — России или Грузии, непонятно. Политических проблем с выпуском картины на экран не было?
Никаких проблем, кроме той, что существует между этими государствами, не было. А лично для меня уже большая проблема говорить об отношениях двух братских народов с некоторой ностальгией.
А цензура в современном российском кино существует?
Я с ней никогда не сталкивался. В советские годы умудрялись снимать картины, в которых режиссеры зашифровывали послание для умного зрителя. На этом фоне говорить о цензуре в наши дни не приходится.
Еще есть такая вещь, как заказы. Например, сериал "Молодежка", в создании которого, очевидно, заинтересована Континентальная хоккейная лига. К таким вещам как относитесь?
Конкретно к "Молодежке" отношусь положительно. Сложнее, если речь идет о политическом заказе. Я несколько раз смотрел фильм великого режиссера Билли Уайлдера "Один, два, три", в котором уровень политической пропаганды зашкаливает. Я даже в cоветском кино не могу вспомнить настолько идиотской картины.
Политика в кино не может существовать ни в каком виде?
Как художник я не хотел бы снимать политический заказ. Но при этом могу понять структуры в государстве, которые таким образом пытаются донести свои идеи. Это их обязанность.
Я однажды сидела с вами на премьере фильма, который был настолько скучным, что еще на середине из зала ушли практически все. Осталось человек десять, и вы были в их числе. Это уважение к чужой работе или вы в тот вечер просто никуда не торопились?
Я ведь не хожу на мероприятия, чтобы сфотографироваться и выпить шампанского. Если пришел на премьеру, то сяду и посмотрю фильм от начала до конца. Бывает, что три часа тебе невыносимо скучно смотреть какую-то картину, а в конце режиссер доносит совершенно неожиданную мысль. Чтобы такое не пропустить, можно и остаться.
Другие истории
Подборка Buro 24/7