На Лазурном Берегу арт-дилеры чувствуют себя свободно: одни показывают давно знакомые шедевры, другие рискуют, пробуя новые амплуа
Отдыхать, загорать и покупать дорогое искусство — самые естественные занятия для гостей Монако. Проматывать состояния уже вряд ли кто-то отважится, а вот присматриваться к капиталоемкому искусству — в самый раз. Ярмарку Point Art Monaco проводят пятый год подряд. Идея пяти галеристов-монегасков (из них трое участвуют в нынешней, это Maison d'Art, Adriano Ribolzi Art Gallery и M.F. Toninelli Art Moderne) создать собственную площадку на Лазурном Берегу впервые оформилась в 2011 году. Основателей-организаторов представляла Мариэтта Корсини: «Мы все волнуемся, но с каждым годом участники и предложения становятся все интереснее и амбициознее». Сама она выступила сразу двумя стендами и привезла хиты, вроде «Портрета старика» кисти Эль Греко стоимостью, приближающейся к 2 миллионам евро, Пармиджанино, большую алтарную картину Пьетро да Кортона и «Мадонну с младенцем» Джованни Беллини, происходящую из коллекции барона Тиссен-Борнемиса.
Конечно, праздник дорогого искусства и декоративных раритетов расцвел не на пустом месте. Монакская антикварная биеннале существовала с 1975-го по 2005 год. Ее организовали легендарные парижские дилеры Морис Сегура, Жак Перрен и флорентиец Марио Беллини. Потом на несколько лет Монако осталось без ключевого мероприятия, но возродилось в образе Point Art Monaco. Мероприятие все еще очень камерное. 21 галерея представляет произведения искусства, плюс пять ювелирных стендов. Большие ярмарки, как правило, собирают около 300 галерей, Парижская биеннале — порядка 150, брюссельская BRAFA — 130. Однако в курортном месте такой клубный формат обладает особым шармом: никому не хочется перегружать голову шедеврами и превращать осмотр стендов и беседы с галеристами в тяжелую работу. За чаc, проведенный в Форуме Гримальди, вы будете знать все предложения наизусть. Cами дилеры трактуют Point Art Monaco как место встреч и знакомства с новыми клиентами. «Мы знаем, что уедем отсюда с превосходными контактами, — говорит владелец галереи Boccara Дидье Марьен. — Летом решения даются проще, люди готовы расширять круг своих интересов, пробовать что-то новое». Дилеры стараются в экспозициях сочетать разные темы. Например живопись старых мастеров и ХХ век. Если на маастрихтской TEFAF микс выглядел относительно оригинальным ходом, то в Монако маститые продавцы готовились к встрече «без галстуков» и через одного свободно противопоставляли эпохи и стили. De Jonckheere полотна Брейгеля и Лукаса Кранаха — младшего мешали с работами Рене Магритта и Александра Колдера.
Невероятно богатая итальянская галерея Moretti & Co разбавила ренессансные доски полотнами Энрико Кастеллани. На стенде лондонской галереи Robilant + Voena военный муж в доспехах кисти Якопо Бассано взирал на щель в холсте Лучо Фонтаны. Среди тяжеловесов, как обычно, очень по-музейному солидно смотрелась коллекция лондонской Richard Green. Две основные темы галереи традиционны — старые мастера и импрессионисты + постимпрессионисты. Натюрморт с цветами и каменной вазой Яна Брейгеля — старшего за 5 млн евро, пейзаж Камиля Писсарро за 2,6 млн евро. Среди первоклассных работ, не требующих миллионного бюджета, — «Скачки» Рауля Дюфи за 400 тыс. евро, «Улов» Пьера Боннара за 780 тыс. евро, «Деревья» Ренуара за 500 тыс. евро. Великолепную мини-экспозицию итальянских ведутистов XVIII века устроила на своем стенде респектабельная римская галерея Cesare Lampronti. Виды Венеции кисти Каналетто, Бернардо Беллотто, Франческо Гварди и менее известного мастера Микеле Мариески полны завораживающих исторических и архитектурных подробностей.
Art Point Monaco по эклектичности и удали напоминает Московский салон изящных искусств. Конечно, год России в Монако сыграл определенную роль: в том же Форуме Гримальди с огромным успехом проходит первоклассная выставка «От Шагала до Малевича. Революция авангардов» (куратор Жан-Луи Прат). Неслучайно русских гостей на вернисаже ярмарки было больше, чем монегасков или французов.
Более чем естественным в атмосфере летнего Монако, пропитанного русскими флюидами, кажется участие в Point Art Monaco дилеров-соотечественников: Александра Дадиани, Андрея Ружникова, Екатерины Долговой (в союзе с Мариэттой Корсини), Адриана Мельникова, совладельца галереи Kunstberatung Zurich, — с полотнами Кандинского, Головина, Калмыкова и неизменным пейзажем Малевича.
В этом году еще одно серьезное новшество — к ярмарке по приглашению компании Art and Jewels of the World присоединились пять ювелирных галерей: европейская Сhatila, английская David Morris, итальянская Sabbadini, турецкая Zela Jewels и русская Tenzo Jewellery c головокружительным ассортиментом натуральных камней (изумрудов, шпинелей, рубинов, турмалинов) — неслучайно принцип Александра Тензо — бриллианты только как поддерживающий декор. Стоимость всех украшений на стенде иных галерей доходит до 50 млн евро. Владелица компании Jewels of the World Валентина Василева считает, что марьяжа дорогих холстов и уникальных сапфиров как принцип формирования салона имеет блестящие перспективы. «Ювелирное искусство требует особого отношения. Искусно выполненные колье, парюры, браслеты — шедевры ручной работы с невероятно редкими и дорогими камнями достойны быть представленными бок о бок с полотнами и скульптурой музейного уровня. Сейчас мы снова думаем о том, чтобы площадка, достойная ювелиров с мировым реноме, появилась в Москве», — надеется госпожа Василева, которая неоднократно принимала участие в работе Московского салона изящных искусств.
Хорошо знакомая нашим соотечественникам бельгийская семейная галерея Berko выступила неординарно. Вместо живописи Belle Epoque (в этом периоде основная специализация предприятия) весь стенд был отдан портретам колоритных тибетских женщин, детей, монахов и пастухов реалистичной кисти современного китайского художника Хань Юйчэня. Судя по наличию путеводителя на русском языке, предложение сделано русским покупателям, что логично, учитывая нынешнюю демонстративную обращенность России к Востоку.
По законам жанра курортный салон должен предлагать что-то легкомысленное и забавное. B этом отношении Point Art Monaco не в чем упрекнуть. Например, тут предлагали полароидный снимок Энди Уорхола за 30 тыс. евро, Adriano Ribolzi Art Gallery. Та же галерея выставила прототип знаменитого стула в форме обнаженного юноши без головы дизайнера Рут Франкен за 60 тыс. евро, всем желающим давали прощупать авторскую подпись под левой ягодицей. Там же висели весело расписанные Китом Харингом две доски для кафе Fiorucci за 250 тыс. и 180 тыс. евро соответственно. А уже упоминавшаяся Richard Green в качестве приятного сюрприза выставила работу сэра Уинстона Черчилля «Кафе в Сен-Жан-де-Люз» за 610 тыс. евро. Праздник удался, салоном довольны все гости Монако: дилеры, коллекционеры, олигархи, бомонд и красавицы.
Другие истории
Подборка Buro 24/7