От роботизированной машины до телеги, от Maserati до туктука — Иван Глушков подготовил обзор самых неочевидных такси мира и рассказал, чем они хороши
США
Google Driverless
Технология, позволяющая компьютеру управлять машиной, сравнивая данные камер и радаров с хранящимися в его памяти фотографиями местности, испытывается Google с 2010 года. За это время роботизированные машины проехали более миллиона километров. Авария случилась лишь один раз, причем по вине другого водителя. Коммерческое использование машин, в том числе в такси, планируют начать с 2017—2020 года. Представители Uber уже заявили, что эта технология настолько удешевит работу такси, что покупка собственного авто раз и навсегда потеряет всякий смысл. Посмотрим.
Камбоджа
Cgo Yong
Эта страна в Юго-Восточной Азии — одна из наиболее бедных в мире, и автомобиль там точно роскошь, а не средство передвижения. Поэтому передвигаются на чем бог послал. Разумеется, как и везде в Азии, здесь в чести велорикши, а в деревнях норма — запряженные волами телеги. Но есть и совершенно уникальный вид транспорта — пассажирский мотоблок. Аналогичные агрегаты довольно распространены и у нас в деревнях, но там их все-таки используют по прямому назначению — как сельскохозяйственную технику. В Камбодже к мотоблоку присоединяют тележку, в которую садятся пассажиры, и на скорости чуть меньшей, чем скорость пешехода, эта конструкция отправляется в путь. На кхмерском это устройство называется «го йонг», в переводе — «механическая корова».
Куба
Cocotaxi
Туктук — трехколесный мотоцикл с лавкой для пассажиров — одно из любимых транспортных средств в теплых и небогатых странах в Азии, Африке и Латинской Америке. Выглядят туктуки, как правило, страшновато, всем своим видом молят хозяина о срочном обстоятельном ремонте, гремят, тарахтят и доставляют пассажиру не особо много удовольствия. Но в Гаване ездят идеальные туктуки из какого-то параллельного прекрасного мира. По форме они напоминают яйцо или, как утверждают их создатели, кокос, отсюда и название. Кокотакси раскрашены в ярчайшие цвета, ездят несколько мягче и ровней, чем их старомодные собратья. И, что немаловажно, кубинские таксисты не требуют за свои услуги чаевые.
Индия
Hindustan Ambassador
Автомобили Ambassador выпускали с 1957 по 2014 годы, внося в модель лишь самые небольшие косметические изменения. Практически сразу она была взята на вооружение такси по всей Индии и активно используется до сих пор. Это самая долго выпускаемая модель автомобиля в мире. Выпуск был прекращен только из желания хоть как-то справиться с чудовищной экологической ситуацией в индийских мегаполисах, поскольку двигатель «Амбассадора» не соответствует никаким современным нормам. О таких глупостях, как подушки безопасности, не говоря уже о кондиционерах, никто и не заикался. Ремни для водителя и пассажиров впервые появились только в 1993 году в экспортной версии машины, которая, впрочем, не пользовалась никаким спросом.
Филиппины
Jeepney
Филиппинский аналог нашего маршрутного такси, правда, использующий в качестве транспортного средства вполне музейные экспонаты. Во время Второй мировой на Филиппинах находилась одна из ключевых американских военных баз, внесшая в традиционный уклад жизни островов массу изменений — например подарив им банановый кетчуп, одну из самых популярных нынче приправ в Юго-Восточной Азии. Помимо кетчупа от американских солдат остались военные джипы Wrangler, из которых (а потом на основе которых) многочисленные местные автомобильные производители, чьи имена известны разве что самым отчаянным знатокам, сделали некое подобие то ли фургонов, то ли микроавтобусов. Как и везде в Азии, водители не жалеют ярких красок, портретов кинозвезд и побрякушек для украшения своих авто. Кстати, в джипни положено вести себя по-джентльменски: мужчины отправляются на менее удобные места на крыше, освобождая более комфортные сиденья в салоне для женщин и детей.
Сингапур
Lamborghini и Maserati
Многие компании по всему миру то и дело предлагают прокатиться на шикарных машинах — в рамках различных рекламных и промо-акций и мероприятий. Например, во время работы Дубайского автосалона прошлой осенью весь город был наводнен Ferrari и Porsche, работавшими как бесплатные такси. В Сингапуре решили пойти дальше: местное подразделение Uber анонсировало в конце марта запуск постоянной услуги. Любой клиент, у которого в кармане денег чуть больше, чем у остальных, может прокатиться по городу на Lamborghini или Maserati. Впрочем, в таких машинах самое интересное — сидеть за рулем, а не смотреть, как это делает кто-то другой.