Джулиано Рибейру Сальгадо — сын известного фотографа Себастио Сальгадо и режиссер, вместе с Вимом Вендерсом работавший над фильмом «Соль Земли». Мы поговорили с ним о таланте отца, сложных отношениях с ним, раздутом эго Вима Вендерса и, конечно, планах на будущее
Фотопроект «Генезис» Себастио Сальгадо
«Главная идея "Генезиса" Себастио — показать нетронутый мир, заглянуть в те уголки Земли, где сохранилась настоящая природная красота. Вместо того чтобы снимать то, как люди уничтожают планету, он хотел запечатлеть красоту мира и связь человека с природой. Его взгляд на мир во многом утопичен. Он видит вещи не такими, какие они есть на самом деле, и предлагает нам утопическое будущее, в котором человек неотделим от своей природной сущности. Себастио умеет не только делать красивые снимки, но и создавать настоящие эмоции. Он взаимодействует с природой так же, как с людьми, и видит часть себя в деревьях, камнях, китах и обезьянах. Он выстраивает эмоциональные отношения с природой, и фотографиям передается его чувственность».
Личное участие в проекте
«Я не такой мудрый, как Себастио, и мне потребовалось время, чтобы понять, насколько мы близки с теми людьми, которые живут в совершенно других условиях, не умеют читать и не ходят в университеты. Первый раз я сопровождал Себастио в Папуа — Новую Гвинею. Мы жили в очень изолированном племени, где не знают, что такое одежда, мир информации и технологий. Главные технологии для этих людей — солнечное тепло и вода из реки. Сначала я чувствовал себя совершенно не таким, как они. Еще бы, ведь я приехал из Парижа! Однако после изнурительного дня съемок я увидел, как мужчина из племени берет небольшую палочку, сухие листья и сам добывает огонь. Я чуть не заплакал от того, насколько это было красиво и просто! Другие мужчины собрались возле костра и стали крутить самокрутки, чтобы покурить после работы. И тогда я вдруг почувствовал, что они такие же, как я и мои друзья в Париже. Я почувствовал глубинную связь с этими людьми. Да, с одной стороны, я очень далек от них и живу в цивилизации, но с другой — я так же примитивен. Я понял, что эта поездка и весь проект "Генезис" — не о различиях, а о том, как люди во всем мире похожи друг на друга».
«Соль Земли» и отношения с отцом
«Работать над фильмом было очень и очень трудно, но это того стоило. Мои отношения с Себастио очень изменились благодаря фильму. У нас был трудный период, но эта работа дала нам обоим импульс: я стал путешествовать с ним, и это помогло нам наладить отношения. Когда отец впервые смотрел фильм, он понял, как я вижу его, и был очень тронут. Что-то дрогнуло у него внутри, и я это почувствовал. Для меня же все встало на свои места, когда я посмотрел на Себастио глазами Вима Вендерса. Вим показал мне моего отца с дистанции, мне открылись его другие стороны, и я принял его. Я понял, что Себастио — это не просто мой отец и фотограф, а человек-путешествие с удивительным взглядом на мир и людей».
Вим Вендерс как школьный товарищ
«Моя проблема с Себастио была проще проблемы, которая возникла у нас с Вимом Вендерсом в ходе работы над фильмом. Наши эго постоянно вступали в противостояние. Вообще мое эго, по сравнению с эго других режиссеров, достаточно скромное, но у Вима... боже мой! Меня спасло только то, что я сразу решил: буду относиться к Виму как к своему школьному товарищу. Когда я показал ему первый монтаж, он был очень груб и сказал мне, что мой монтаж ужасен и я не умею монтировать. Спустя какое-то время он показал мне свою версию. Она тоже была ужасной, и я сказал ему это. Затем я снова стал работать над фильмом, но моя новая версия ему опять не понравилось. Так мы целый год передавали друг другу фильм, пока не поняли, что так мы его никогда не закончим.
Сначала мы собирались все бросить и разделиться, но потом решили, что нам нужно попробовать монтировать вместе. Монтаж — весьма сложный и интимный процесс, это почти то же самое, что писать книгу вместе. Тяжело совпасть с человеком на эмоциональном уровне и раскрыться. Но нам повезло, мы все-таки сработались, и случилось чудо: буквально за полтора месяца мы завершили фильм. Я думал, что Вим будет мне как добрый дядя, а он был моим злым двойником».
Никаких сожалений
«Процесс работы над фильмом был действительно сложным, но я очень доволен результатом. Тот фильм, который мы в итоге получили, гораздо лучше того фильма, который сделал бы я сам или который сделал бы Вим. Единственное, о чем я жалею, что мы не вставили в финальный монтаж кадры, рассказывающие о том, как сложилась жизнь моего младшего брата — он талантливый художник, и у него сейчас все действительно хорошо».
Все может быть
«В фильме мы рассказываем о безумной идее моей матери Лелии — Institute Terra. В той деревне в Бразилии, в которой вырос Себастио, наступила страшная засуха и не осталось почти ни одного зеленого дерева. Но 16 лет назад моя мама решила, что мы можем спасти нашу землю от обесточивания. Она стала сажать деревья, и теперь, благодаря ее инициативе, вырос целый лес, в котором более 2 миллионов деревьев. Это история о том, что все может поменяться, стоит этого только захотеть и приложить какие-то усилия. Мы можем спасти целые регионы и вернуть реки. Ну и конечно, это лишний раз напоминает нам, что каждое дерево, которое ты сажаешь, может стать началом леса».
Планы на будущее
«Уже около 20 лет я занимаюсь кино и, конечно, планирую оставаться в индустрии. Сейчас я собираюсь снимать игровое кино. Будем делать фильм в стиле нуар, рассказывающий историю о том, как мужчина узнает, что его родители, которые исчезли много лет назад, были убиты во время диктатуры в Бразилии. Главная идея — деконструировать коррумпированную власть в Бразилии. У меня есть соавтор, так что я по-прежнему готов работать в паре с режиссерами и сценаристами, главное, чтобы кино от этого выигрывало. В Москву я прилетел из Канн, где мы начали устанавливать первые контакты с дистрибьюторскими компаниями».
Документальное кино
«Если нужна информация о чем-то, то лучше прочитать об этом, но если хочется действительно почувствовать, то лучше это увидеть. Документальное кино — это новый уровень субъективности, документальные фильмы создают мосты между разными реальностями — и это очень важно. Я советую всем молодым режиссерам постоянно сравнивать реальности, не замыкаясь только на буржуазной, и больше думать об аудитории своего фильма и работать для нее, сохраняя драматическое напряжение до самого финала».
Выставку Себастио Сальгадо «Генезис» можно увидеть до 26 июня в усадьбе Муравьевых-Апостолов на Старой Басманной в рамках Фотобиеннале-2016.
Другие истории
Подборка Buro 24/7