Выставка недели: немецкое современное искусство в MMOMA

Йозеф Бойс, Герхард Рихтер и другие художники первой величины

MMOMA представляет экскурс в немецкое искусство — 400 работ, созданных с 1949 года по сегодняшний день

За последние 60 лет немецкое современное искусство обрело таких художников, как Герхард Рихтер, Йозеф Бойс, Зигмар Польке, Иза Генцкен, Ребекка Хорн, и прошло большой путь — кураторы выставки Маттиас Флюгге и Маттиас Винцен решили сделать свой проект экскурсом в прошлое и показать художественную среду ФРГ и ГДР. Для этого им понадобилось 400 произведений искусства почти 100 немецких художников, как очень крупных, так и менее признанных. За основу выставки была взята впечатляющая коллекция современного искусства Ifa. 

Живопись, фотографии, инсталляции, скульптуры полностью заняли второй и третий этажи Московского музея современного искусства на Петровке. Крупнейшая женщина-скульптор, недавно удостоенная грандиозной ретроспективы в MoMA, Иза Генцкен привезла в Москву одну свою работу, постмодернист Йозеф Бойс занял целый зал мелкими рисунками на бумаге, а "алхимик" Зигмар Польке, также чествуемый музеем MoMA в этом сезоне, показал свои эксперименты с лаками и спиртами в графике.

Сибилле Бергеман. Из серии "Памятник", 1975—1986. Ч/б фотография, 40,5 x 58 см. Фото: Бернд Борхардт © Nachlass Sibylle Bergemann/Ostkreuz

Кураторы дали обзор всех ключевых "путей немецкого искусства": участия в европейском арт-движении 19501960-х годов, Fluxus, Дюссельдорфской школы фотографии, движения "Новые дикие" конца 1970-х, фигуративного искусства 1980-х и, наконец, протестного искусства конца 1990-х и начала 2000-х.

"Мы старались параллельно показывать живопись и фотографию", — рассказывает куратор выставки, проводя экскурсию по третьему этажу, где масляные полотна немецкого абстракциониста Герхарда Рихтера соседствуют с его же серией черно-белых снимков, полотна Штравальде — с репортажной фотографией Сибилле Бергеман и Барбары Клемм, которая 45 лет снимала для ведущей немецкой газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung. Здесь же висят работы и самого молодого участника выставки — 23-летнего Юлиана Редера, который в свои юные годы часто ездил на саммиты и фотографировал другие общественные события.

Герхард Рихтер. Абстрактная картина, 1996. Холст, масло, 36 x 41 см © Gerhard Richter. Фото: Фридрих Розенштиль

На третьем этаже висят ранние снимки автора самой дорогой фотографии Андреаса Гурски — в коллекции Ifa находится, в частности, его работа "Генуя" 1991 года. Напротив нее — снимки Томаса Роффа, который фотографирует лица людей в паспорте. 

Мартин Хоннард, в 1995 году участвовавший в Венецианской биеннале, посвящает свою работу воспоминаниям. "Он создает очень искусственную, даже неудачную картинку театральной сцены, — рассказывает куратор. — Речь идет не о детстве, как можно подумать, а о воспоминаниях. Невозможно четко представлять себе картинку и одновременно осознавать, что ты вспоминаешь. Если пройти из центра комнаты к самим фигурам и встать рядом с ними, картинка искажается — содержание воспоминания пропадает".

Выставка "Пути немецкого искусства с 1949 года по сегодняшний день" продлится в ММОМА до 7 сентября. Изначально экспозиция задумана передвижной, и ей предстоит длительное путешествие. Следующий пункт маршрута — Красноярск.

Андре Гельпке. "Мальчик с револьвером", Дюссельдорф, 1986. Ч/б фотография, 50 x 40,3 см © André Gelpke. Фото: Бернд Борхардт

Вольфганг Тильманс. "Сюзанна и Лутц" (für i-D), 1992. Цветная фотография, 40,4 x 30,2 см © Wolfgang Tillmans und courtesy Galerie Buchholz, Berlin/Köln

Ребекка Хорн. Большое колесо из перьев, 1997. Перья, металлическая конструкция, мотор 90 x 90 x 23 см. Фото: Аттилио Маранцано © VG Bild-Kunst, Bonn, 2013

Зигмар Польке. Без названия, o.J. Рисунок, 21 x 15 см. Фото: Бернд Борхардт © The Estate of Sigmar Polke /VG Bild-Kunst, Bonn 2013

Андреас Гурски. "Генуя", 1991. Цветная фотография, 130 x 165,5 см © Andreas Gursky, VG Bild-Kunst, Bonn 2013/Courtesy Sprüth Magers Berlin London

Нам Джун Пайк. "Улыбающийся Будда" (Buddha Looking at Old Candle TV), 1992. Металлический монитор, бронза, свеча (Будда: 40 x 60 x 30 см; монитор: 55 x 55 x 48 см). © Nam June Paik Estate

Дарья Горшкова

23.04.14, 14:15