Во что художники превращают знаменитые логотипы
Логотипы и реклама знаменитых брендов — привлекательная и очень уязвимая мишень для уличных художников. Мы решили вспомнить несколько случаев арт-преображения Chanel, Google и других мировых гигантов
Почему уличные художники своей мишенью выбирают логотипы, догадаться несложно: эти буквы и картинки знакомы всем и каждому и почти всегда можно рассчитывать на резонансную реакцию пострадавшей компании. Изначально стрит-арт и бренды находились в состоянии войны. Художники "нападали" на витрины и рекламные щиты, "расстреливали" моделей, делали провокационные дорисовки. Компании, конечно, обижались, судились и штрафовали. Но постепенно корпорации осознали, что уличное искусство может сослужить добрую — рекламную — службу. Стрит-артисты — правда, не из борцов — начали расписывать для брендов целые стены, в городах стали появляться расписные кроссовки, сумки, автомобили и прочие предметы потребления.
KAWS — пионер бренд-нападений
Брайан Донелли, известный под именем KAWS, стал одним из первопроходцев "нападений" на бренды. С середины 90-х он не раз работал над рекламными щитами компаний, в основном модных брендов. Вместо лиц моделей на билбордах, размещенных на зданиях, автобусных остановках и телефонных будках, стали появляться черепа и "лицо" знаменитого персонажа Companion. Начинал KAWS в Нью-Йорке, но с ростом его популярности видоизмененная реклама обжилась и на улицах Лондона, Парижа и Токио. Вместо вражды между стрит-артистом и корпорациями завязалась тесная дружба — KAWS делал проекты для Nike, Vans и Comme des Garçons.
Подтекшая Chanel
Французский уличный художник с олимпийским псевдонимом Zevs — главный стрит-трансформатор логотипов. Визитная карточка стрит-артиста — "потекшие" значки модных брендов. Zevs балансирует на грани социального высказывания и провокации. В 2009 году он был арестован в Гонконге за то, что нанес большой стекающий по стене знак Chanel на бутик Giorgio Armani. Первый бренд обижаться не стал, зато второй возмутился и обратился в суд. Каждая акция Zevs — атака на коммерческую культуру, своеобразное арт-присвоение "лица" корпораций. Правда, "потекшие" логотипы с годами сами стали предметом купли-продажи — значок Chanel в обработке художника стоит около $ 5 000.
Атака на Yves Saint Laurent
На "потекших" логотипах деятельность креативного Zevs не заканчивается. В числе его самых известных проектов — "расстрелы" рекламных щитов модных брендов. Модели, снятые для рекламных кампаний, обзаводились "пулевыми ранениями" — подтеками красной краски. В этой серии Zevs утрирует идею атаки. "Жертвами" художника стали как люксовые марки вроде Yves Saint Laurent, так и масс-маркет — H&M и Gap.
Украденная Lavazza
Наконец, еще одна знаменитая акция Zevs — "Визуальное похищение". Эта история, которую сам художник однажды назвал "игрой в кошки-мышки", началась в 2002 году в Берлине, а закончилась в 2005-м в парижском Palais de Tokyo. Вооружившись ножом, стрит-артист залез на стену отеля на Александерплац, где компания Lavazza разместила свою рекламу. Спустя полтора часа модель была методично вырезана, а на ее месте появилась надпись: "Визуальное похищение — плати сейчас!" За возвращение изображения художник запросил € 500 000 — гипотетическую стоимость рекламной кампании. Удивительно, но кофейный гигант добродушно отнесся к арт-вандализму и согласился заплатить — в 2005 году полмиллиона евро были направлены на поддержку современного искусства.
Политизированный Google
В России уличное искусство тоже не обделяет вниманием глобальные корпорации. Правда, деятельность наших художников носит более политизированный характер. Округлые разноцветные буковки Google — отличный материал для стрит-артистов. В 2009 году активисты "Лепрозория" подменили рекламу знаменитого поисковика. Вместо невинных фраз вроде "преимущества жизни на острове" в разных уголках Москвы появились такие "запросы": "телевидение без вранья", "строительство без откатов", "альтернатива на выборах" и другие лозунги. Намерения активистов очевидны. Плакаты висели до тех пор, пока не пришло время сменить щиты.