Как оказалось, создание правильной остановки — целая наука, в основе которой лежит уважение к человеку. Какими должны быть хорошие остановки и есть ли таковые в Москве — выяснила Марина Анциперова
В самом конце мая на Садовом кольце рядом со зданием Департамента транспорта появилась новая остановка — с Wi-Fi, USB-портом для зарядки телефона и аппаратом по продаже билетов. За ее дизайн отвечало британское дизайнерское бюро Billings Jackson Design, которое занимается транспортными системами по всему миру.
Остановка — продолжение большого проекта городской навигации, который Департамент транспорта развернул в пилотном режиме в прошлом году: с заново придуманными картами и новыми указателями. Billings Jackson Design занималось дизайном указателей метро и разработало огромную круглую стелу в центре станции «Кузнецкий мост». Тот же подход, что применялся при разработке малых архитектурных форм в метро, можно увидеть и в троллейбусной остановке: лаконичный дизайн, не отвлекающий от богатой архитектуры, надежные материалы, комфорт и простота использования.
Широкая крыша остановки сможет защищать от снега и дождя, а энергоэффективные лампы будут освещать павильон в темное время суток. Материалы подбирались с поправкой на северный климат: так, например, для сиденья самым подходящим материалом в городе с колебаниями температур от -30 до +30 дизайнеры посчитали дуб. В остановку встроены информационные табло и карты, которые помогут сориентироваться в городе, — с основными дорогами, парками и достопримечательностями.
Действительно ли идеальны эти материалы для московских условий — покажет время. Пока это пилотный проект, и отдельные параметры (от размеров крыши до количества USB-портов) еще могут измениться в зависимости от пожеланий пользователей и экспертов: Департамент транспорта обещает регулярно собирать мнения пассажиров и при необходимости дорабатывать проект.
Зачем вообще нужна хорошая транспортная остановка?
Конечно, сама по себе она не разрешит ситуацию на дороге: не спасет от пробок и не скрасит поездку на устаревшем и не очень безопасном транспорте, — но даже при прочих равных условиях сделает опыт пассажира немного более приятным. По крайней мере, так говорят исследования: пассажирам кажется, что в обустроенных остановках они не так долго ждут своего транспорта, они готовы даже немного пройтись, чтобы дойти до более симпатичного павильона, и, конечно же, все как один избегают остановок, которые кажутся им небезопасными. У американского Института транспортной политики сформулировано три главных требования к остановкам: они должны быть широкими (как минимум 3 метра в длину), хорошо освещенными, а также защищать от непогоды, дорожного движения (находиться на безопасном расстоянии от дороги) и преступности (теоретически этому должны способствовать камеры видеонаблюдения). Эксперты обращают внимание, что странам с холодным и жарким климатом следует делать поправку на свои погодные условия — как минимум создавать крытые остановки.
И еще 7 лучших остановок мира
JCDecaux, Чикаго
//www.jcdecauxna.com/street-furniture/chicago/advertising-chicago
JCDecaux — ведущая компания в производстве уличной мебели, и при работе над московской остановкой дизайнеры, конечно же, брали с нее пример. JCDecaux задает в этой области тренды, которые быстро становятся классикой: именно благодаря ей для современных городских остановок обходиться без интерактивных технологий, систем освещения и климатического контроля уже немного не комильфо. При этом, конечно же, не нужно забывать, что приоритеты JCDecaux не гуманистические, а коммерческие: компания занимается в основном рекламными остановками, которые сама же и изобрела 50 лет назад. Именно ее дизайнеры придумали делать уличную мебель с пространством для рекламы — чтобы правительство могло вернуть затраченные деньги с доходов рекламных компаний. Сегодня по всему миру установлено более 136000 остановок JCDecaux, и время от времени они приглашают к коллаборациям известных дизайнеров: чикагской остановкой, например, занимался Роберт Стерн, декан факультета архитектуры Йельского университета.
Проект Para Libros Para Parques, Богота
//www.bilinguallibrarian.com/2010/02/21/paradero-para-libros-para-parques/
Совершенно противоположная идея — и полностью некоммерческая программа. В остановки встроены книжные шкафы, так что каждая работает как обычная библиотека. Около таких павильонов дежурит волонтер, который помогает с выбором книги, а иногда и подсказывает детям, как правильно сделать домашнее задание. В самой Боготе таких остановок 47, а по всей стране их работает уже более 100.
Остановка в Касар-де-Касересе
//www.arch2o.com/bus-station-casar-de-caceres-justo-garcia-rubio/
Пожалуй, самая знаменитая автобусная остановка в мире: ее придумал испанский архитектор Хусто Гарсия Рубио. Он традиционно создает свои проекты из единого материала, и остановка не стала исключением. Огромная бетонная лента сворачивается в сложную параметрическую форму, которую едва ли можно назвать утилитарной, но при этом трудно поспорить с тем, что архитектору удалось создать достаточно экспрессивный проект. Во внутреннем витке спирали располагается кафе, а сквозь внешнюю арку проезжает автобус.
Остановки Су Фудзимото и Александра Бродского, Крумбах
Об этих остановках в прошлом году шумели все дизайн-сайты: маленькая деревенька в Альпах, где живут всего 1000 человек, пригласила семерых архитекторов со всего мира, чтобы заново придумать, как могут выглядеть остановки. В деревне сильны традиции Баухауза, и жителям захотелось, чтобы даже такие повседневные объекты выглядели исключительно. При их строительстве архитекторы работали с 200 ремесленниками и мастерами из деревни. В проекте участвовали бюро из России, Норвегии, Бельгии, Испании, Чили, Японии и Китая, а Россию представлял Александр Бродский. Самая странная остановка у Су Фудзимото: у нее нет крыши, но есть лестница, которая никуда не ведет, зато с нее открывается отличный вид на приходящий автобус.
Ground Studio, Сеул
//www.designboom.com/design/the-ground-studio-pictorial-montage/
Остановка стоит на дороге, огибающей гору, и своей формой прежде всего обыгрывает природный рельеф. Дизайнеры попытались создать окружающей природе достойное обрамление, поэтому главный элемент остановки — стальная рама, подчеркивающая окружающий парк. Павильон собран из трех составляющих, каждая из которых имеет собственные материал и функцию: бетонный вход разделяет потоки пассажиров, деревянная скамья, как нетрудно догадаться, предназначена для отдыха, а стальная рама превращает природу вокруг в часть самой остановки.
Robert Maschke Architects, Кливленд
//www.world-architects.com/en/projects/29432_Gordon_Square_Bus_Shelters
Заданием архитекторов было придумать одновременно выразительные и функциональные остановки: они должны были стать частью большого проекта публичного искусства, которое сейчас активно развивается в городе. Архитекторы предложили хитрую конструкцию, которая складывалась из единого стального листа. За счет использования только одного материала объект получился выразительным и скульптурным, а перфорация сделала остановку проницаемой для ветра и свежего воздуха. Вечером павильон освещается изнутри и отбрасывает свет на стоящие рядом здания.
Public Architecture, Ванкувер
//www.archdaily.com/467703/university-boulevard-transit-shelters-public-architecture-communication
Строительство новой остановки стало частью реконструкции бульвара рядом с университетом. Деревянная крыша задумывалась как продолжение соседних деревьев: издалека кажется, что и они, и павильон отбрасывают одну и ту же рассеянную тень. Тонкие стальные опоры не мешают сильному потоку студентов, которые проходят по бульвару несколько раз в день. Каждая деталь остановки несет двойную функцию: опорные колонны помогают собирать дождевую воду, а скамейка одновременно выступает опорой для навигационной карты. Напоминающий деревянные спилы потолок изготавливался вручную мастерами по дереву — чтобы держать эту сложную конструкцию, потребовалось с ювелирной точностью забить 12000 гвоздей.