Парижский Салон рисунка — главное событие года для всех любителей графики. На него приезжают освежить чувства к сангинам и углю, завести новые знакомства, послушать искусствоведов-экспертов, посудачить об аукционных продажах и, конечно, счастливо купить-продать
По традиции в конце марта в Париже оживляется торговля произведениями искусства. Одновременно проходят Салон рисунка, Салон современного рисунка, ярмарка Art Paris и Павильон искусства и дизайна (PAD). В мегаполисе, переполненном туристами и крупными музейными институциями, шедеврами и шумом вокруг искусства, каким-то мистическим образом галеристы умудряются пролоббировать свои предпочтения, обострить общественный интерес к любимому предмету, сгустить эмоции и на несколько дней увлечь своей темой профессионалов и загипнотизировать ею профанов.
Парижский Салон рисунка проходит с 1991 года. С 1999-го салон сопровождает богатая на события и, как правило, со вкусом аранжированная Неделя рисунка, а с 2004-го салон гостит в историческом здании Парижской фондовой биржи — знаменитом Пале-Броньяр. Этой весной стенды отстроили 39 галерей из Парижа (французских предприятий — 19), Рима, Нью-Йорка, Лондона, Гамбурга, Барселоны, Брюсселя, Мадрида, Цюриха, Мюнхена, привезено более 1 000 рисунков. Атмосфера вернисажа сочетает искреннюю радость и трогательную камерность: встреча старых друзей в большей мере, чем ярмарка тщеславия, к которой все чаще тяготеют большие салоны. Отчего все так приятно? Любители, собиратели и продавцы графики — особый круг, как ни крути, рисунок собирают интеллектуалы, нувориши могут заскучать, а инвестиционная привлекательность работ на бумаге неочевидна. Этим искусством наслаждаются с глазу на глаз, им трудно кичиться, старинные листы трудно хранить — они боятся дневного света, а рисунок ХХ века и вовсе, как камерная музыка Пауля Хиндемита, требует высокой культуры или доброго аперитива. Заоблачных цен на графику нет, цены до 100 тысяч — расхожая арифметика, до полумиллиона торгуются за очень дорогие и ценные раритеты, дальше идут голубые фишки. Все рекорды вращаются вокруг миллиона. Цены с «вилкой», как говорят французы, чуть больше или чуть меньше миллиона, — тема интимных устных сообщений.
Улыбчивый и энергичный нью-йоркский галерист Дэвид Туник, акула бизнеса, подогревал азарт покупателей информацией о том, как давно не появлялись на рынке привезенные им «мастерписы». Карандашный женский портрет Густава Климта не выставлялся с 1918 года, «Строители» Фернана Леже — с 1980. Его стенд — один из самых дорогих на салоне. Среди умеренно дорогого — несколько рисунков Матисса, в том числе «Магнолия» за 77 тыс. евро и «Цветущая ветка» за 72 тыс.
Парижская Talabardon & Gautier очень эффектно смешала эпохи и стили. Здесь предлагали прекрасный рисунок знаменитой французской портретистки Элизабет Виже-Лебрен, которая писала Марию-Антуанетту и портреты русских княгинь. В возрасте 17 лет художница нарисовала портрет брата Этьенна со спины — отличный по композиции, со спиной, передающей характер. Цена — 165 тыс. евро. Тут же были «Тапочки» голландца Хендрика ван дер Бурга за 18 тыс. Особым героем салона в этом году cтал Виктор Гюго — график. Хобби великого французского романиста и поэта посвящена выставка в его Доме-музее. Talabardon & Gautier выставили четыре пейзажа в авторских рамах, так называемые «сувениры» классика: путешествуя по Европе, Гюго рисовал достопримечательности и дарил друзьям. Его Burg au Milieu des Flots, 1857, продавали за 285 тыс. евро.
Устроить one man show позволила себе международная Marlborough Gallery, точнее лондонское отделение знаменитой галереи. Весь стенд посвящен Авигдору Арихе — известному рисовальщику и книжному графику, выжившему в нацистских концлагерях благодаря рисункам, спасенному в 14 лет среди других полутора тысяч детей стараниями Красного Креста. Именно в моновыставке Ариха предстал виртуозом угольного карандаша и туши.
Галеристы любят достать из сокровищниц какой-нибудь шедевр на злобу дня. Поводом обычно является юбилей художника или его ретроспектива с афишами по всему городу. В данном случае предложений было два: навстречу всеевропейскому празднованию 125-летия со дня смерти Ван Гога цюрихская галерея Arturo Cuellar выставила рисунок юбиляра «Задний двор с двумя персонажами» (1882) за 1 млн евро. А парижская Mathieu Neouze в пандан к грандиозному показу творчества Пьера Боннара в Музее Орсе предлагала его эскиз рамки для учебника по сольфеджио 1892 года.
Рисунок любят за движение мысли. Несколько бесплотных линий — и схвачен образ. Коллекционеры умеют в следах графита угадывать ход рефлексии, они отлично понимают, что такое мгновенная интуиция или удачный каламбур. Кроме всего прочего, покупатели графики интересуются процессом. Ведь большинство рисунков старых мастеров — подготовительные штудии: поиск поз, мотивов, лабораторные работы, репетиции, варианты решения задач. Подготовительные карандашные этюды Шарля Лебрена римские продавцы Francesca Antonacci-Damiano Lapiсcirella Fine Art предлагали за 100 и 200 тыс. евро. Парижская Eric Coatalem привезла лист Джандоменико Тьеполо 1792 года «Обручение Девы Марии» — многофигурную композицию на лестнице: различимы 19 (!) персонажей плюс толпа-мираж, все исполнено в коричневой и черной туши и итальянским карандашом — сокровище происходит из частной парижской коллекции Леона и Поля Сюзоров. За него просили 325 тыс. евро. За энергичный этюд Жерико «Бегущий обнаженный атлет» — 280 тыс., а за небольшой слабо эротичный рисунок Буше — всего 35 тыс. евро.
Didier Aaron & Cie продавали профиль молодой Коко Шанель La Jolie Modiste 1912 года работы Поля Элле — за 85 тыс. евро. Супруги, владельцы Damien Boquet Art, обращали внимание на пастель Эдгара Дега Le duо, обозначив цену с огромной вилкой от 300 до 400 тыс. евро. Сама работа способна сорвать аплодисменты: пара в театральной ложе — он зевает во весь рот, она освещена резким светом, оба демонстрируют фирменные приемы Дега. Там же продавался рисунок Джино Северини: голова Полишинеля в черной маске с подробнейшей детективной историей создания. Рисунок Баскии 1982 года — тюремщик у решетки — и невероятно оптимистичная тушь на бумаге Кита Харинга с двумя купальщиками, увидевшими в небе летящего дельфина (320 тыс. евро). Martin Moeller & Cie привезли трогательную акварель «Маленькая лошадка» Франца Марка — за 340 тыс. евро.
Де-факто на Салоне рисунка оказалось очень сильное предложение по модернистам. Имена и графические техники на любой вкус: Э. Л. Кирхнер, Х. Хартунг, Ле Корбюзье, A. Озанфан, А. Глез, Ж. Миро, A. Горки, А. Ван де Вельде, М. Эрнст, Ж. Дюбюффе, Ф. Пикабия. И еще один важный момент. Салон рисунка удивительным образом не производит впечатления царства монохрома и дуатона. Цвет нужен вам как воздух? Нет ничего невозможного. Парижская галерея Brame & Lorеnceau увешала стенд фантастической красоты листами для тех, кто предпочитает цветную графику. Гуашь А. Ланского «Композиция в красном» — за 22 тыс. евро. «Змея», гуашь на бумаге А. Колдера, — за 160 тыс. евро или «Городской вид», 1915, французского кубиста Альбера Глеза — за 75 тыс. евро. Таким же драгоценным и цветным выглядел модернизм в предложении парижской галереи Beres.
Печально, конечно, но ничего не поделаешь — русского искусства на салоне почти нет. Единственное исключение — рисунок Л. Бакста. Римская Galleria Calro Virgilio & C предлагала его эскиз театрального костюма из частной миланской коллекции за 35 тыс. евро.
Темой научно-просветительских чтений при Салоне Les Rencontres Internationales стал архитектурный рисунок. Двенадцать докладов, произнесенных за два дня, посвящены архитекторам-рисовальщикам разных эпох: от Андреа Палладио до Ле Корбюзье. Поэтому особым вниманием пользовались две выставки. Одна из них, развернутая под крышей Пале-Броньяр, презентовалась как выставка, приглашенная салоном. Рисунок из собрания отдела эстампов и фотографии Национальной библиотеки Франции. Утопическое видение «Кенотафа Ньютона» работы Э.-Л. Булле и капеллы, базилики Сен-Дени, «планы и разрезы» работы Франсуа Мансара, набросок Шарля Гарнье — вариант фасада Парижской оперы, 1861 года, и фантазия на тему храма Сивиллы в Тиволи Дж. Б. Пиранези — всего 38 архитектурных штудий. Шик экспозиции в разнообразии — от крупного плана (детали капителей, метопы и замковые камни) до панорамных видов парковых ансамблей. Желтоватые листы — красноречивые свидетельства исторической перемены оптики: со временем архитектуру не только придумывают иначе, ее иначе набрасывают и презентуют. Продолжение темы развернуто в Музее Ниссим-де-Камондо в экспозиции «Бумажная архитектура. От Пиранези до Малле-Стивенса». Тут свое собрание демонстрирует кабинет графики парижского музея декоративно-прикладного искусства. Абсолютными хитами выступили эскиз туринской церкви итальянца Филиппо Юварры 1716 года и проект роскошного загородного дома коллекционера и кутюрье Жака Дусе, нарисованный в 1924 году Робером Малле-Стивенсом.
По традиции в рамках Салона устраивается выставка трех живущих графиков, номинированных на премию Фонда Даньеля и Флоранс Герлен. В этом году главный приз, 15 тыс. евро, получил шведский рисовальщик Йохум Нордстрем. Томма Абст и Павел Пепперштейн стали финалистами герленовского конкурса. Все три графика на Салоне были представлены коллекционерам небольшой, но эффектной выставкой. Погрузиться в творчество нельзя, но уловить манеру и распробовать образность каждого вполне возможно. В кулуарах шутили, что Нордстрем выбран потому, что у него «больше архитектуры», — его печальные персонажи часто располагаются на фоне скучноватых муниципальных домов. Неделя рисунка — очень условное название, на самом деле 18 выставок начинаются вразнобой и идут дольше. Среди самых сильных проектов нынешнего года — гастроли коллекции из Государственного музея Франкфурта в изысканных залах Fondation Custodia. Выставка «Рафаэль, Тициан, Микеланджело. Итальянский рисунок 1430—1600 годов» — настоящий подарок и гостям, и участникам салона, и всем парижским туристам, ведь в залах фонда оказались работы отменных рисовальщиков Италии: Филиппино Липпи и Перуджино, Андреа дель Сарто и Понтормо, Корреджо и Пармиджанино.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7