В Венеции стартовала Архитектурная биеннале, мимо которой пройти мы, разумеется, не можем. Начинаем свое исследование национальных павильонов и рассказываем, вокруг какой темы они сосредоточены в этом году
В среду вечером Джонатан Андерсон опубликовал в своем инстаграм-аккаунте кадр из висконтиевской «Смерти в Венеции» с пометкой Off to Venice. Креативный директор J.W. Anderson и Loewe отбыл в Светлейшую по делу: в проекте павильона Великобритании представлены вещи из его новой коллекции, поэтому его вполне можно считать участником XV Архитектурной биеннале. Знаменитостей всех мастей обычно много на открытии «олимпиады по современному искусству», которая проходит в городе в нечетные годы, но архитектурный «чемпионат» ее скоро догонит. Он стремительно входит в моду у мирового джетсетта, к большому огорчению тех, кто снобски предпочитал ее попсовой артовой.
Архитектурная биеннале отделилась от биеннале искусства 30 лет назад, а в 2014 ее подогнали по формату к «старшей» — появились общая тема, куратор и его собственный выставочный проект, а сроки проведения продлились с трех месяцев до полугода. Первым куратором в истории архитектурного смотра стал голландец Рем Колхас, чья фигура привлекла внимание СМИ и фэшн-общественности (все же друг и соратник Миуччи Прады). В этом году на капитанский мостик взошел чилийский архитектор, свежеиспеченный лауреат Притцкеровской премии Алехандро Аравена, предложивший участникам подумать о социальной роли архитектуры и качестве городских пространств.
Широту заданной им темы «Репортаж с фронта» (или «Вести с передовой», если в стиле газеты «Правда») отлично иллюстрирует постер биеннале с взобравшейся на стремянку женщиной, разглядывающей пустынную даль: архитектура — искусство крупномасштабное и проблемы решает нешуточные. Где именно проходит фронт, авторы проектов решали самостоятельно, и выбор у них был огромный — все-таки в интересное время живем. Так, например, датчане и кураторы павильона Северных стран представили масштабные ревью архитектурной активности на своих территориях. Спектр вопросов, требующих вмешательства зодчих, и здесь широк: здоровье детей и благополучие стариков, культурная жизнь в селе, освоение индустриальных территорий, строительство доступного жилья и жизнь на воде, которая из-за поднятия уровня Мирового океана отъедает у прибрежных стран значительные территории.
Как и в случае с современным искусством «биеннального» уровня, в современной архитектуре, о которой принято говорить в Венеции, очень мало радости и глянца — сплошные проблемы разной степени запущенности и разрешаемости. В этом году в Джардини, где расположена основная масса национальных павильонов стран Старого Света, единство Европы через единство проблем, стоящих перед жителями континента, заметно невооруженным глазом. В каждом втором проекте так или иначе затрагивается тема беженцев и мигрантов, их места в обществе и на картах городов, размещения, снабжения, ассимиляции и сохранения национальной идентичности.
Авторы проекта для Австрийского павильона исследуют жизнь внутри офисного здания, которое приспособили под временное жилье для приезжих из Афганистана и Пакистана. В павильоне Финляндии молодые архитекторы и социологи рассматривают различные варианты взаимодействия местных с неместными. Греки, вдохновившись комиксами про Человека-паука, предлагают временные дома-кубики, висящие на тросах между многоэтажками как в паутине. Кураторы немецкого проекта представили глобальную концепцию Arrival City, открытого всем ветрам принимающего города, и вопреки остросюжетной дискуссии, которая идет в стране, провозгласили: «Германия открыта». Для наглядности здесь даже разобрали стены национального павильона, который наравне с другими является историческим памятником: 48 тонн кирпича вернут обратно после закрытия биеннале в конце ноября.
Совсем рядом с павильоном Германии идет капитальный ремонт павильона Канады, на фоне которого кураторы нацпроекта предложили поразмыслить о минеральных ресурсах, составляющих основу богатства канадской «добывающей империи». В качестве сувенира авторы проекта предлагают унести с собой мешочек золотосодержащего грунта из геоминерального парка на Сардинии, разработку которого ведут компании из Канады. Глубоко копнули и уругвайцы: в полу центрального зала их павильона красуется дыра и холм из обломков кирпичей в память об архитектурных практиках участников освободительного движения Tupamaros, которые развивали инфраструктуру для жизни в подполье. Отсюда тоже можно унести пакетик земли в обмен на любой предмет, принесенный из других павильонов, — благо каждому посетителю вручают как минимум листик бумаги.
Бумаги, кстати, на биеннале не жалеют совсем. В павильоне Египта, например, две девушки в рамках перформанса на тему бюрократизации, тормозящей архитектурный процесс в стране, ставят штампы на листах формата А4 и бросают их под ноги входящим. Объемы сопутствующей печатной продукции: листовок, брошюр, открыток, каталогов и прочего раздаточного материала — огромны. Самое время проявить глубокую озабоченность судьбой амазонских лесов.