Все, что вам нужно знать о художнике
Завтра президент США Барак Обама лично вручит награду за вклад в искусство американскому светохудожнику Джеймсу Тарреллу. Еще раз вспоминаем его основные заслуги, а также то, что могло ускользнуть от вашего внимания
Джеймс Таррелл манипулирует светом, точно скульптор глиной. Этот человек всю жизнь посвятил тому, чтобы "создать свет таким, каким он представлен в наших мечтах", изучить феномены человеческого восприятия и понять, как формируется наш визуальный опыт. Над этим калифорнийский художник, не останавливаясь, работает уже более 50 лет. В далеких 1960-х он начинал экспериментировать над освещением вместе с Робертом Ирвином и Дугласом Уилером и внедрять сияющие геометрические фигуры в интерьер, затем перешел к созданию skyspaces или закрытых "небесных пространств", а также динамичных инсталляций, которые меняются с течением времени.
О Джеймсе Таррелле знают все постоянные гости "Гаража" Даши Жуковой: в 2011 году музей устроил его крупную выставку. Необыкновенные чувства, испытанные теми, кто "растворяется" в свете его инсталляций, знакомы и посетителям нью-йоркского "Гуггенхайма" — в 2012-м он преобразил всю построенную Фрэнком Ллойдом Райтом ротонду. А в родном для Джеймса Таррелла Лос-Анджелесе в прошлом году прошла его самая масштабная ретроспектива, приуроченная к 85-летию художника.
Санта-Клаус из солнечной Калифорнии
"Я стоял у барной стойки и все видел: в кафе вошел Санта-Клаус, сел у окна и стал что-то чертить в блокноте, — вспоминает шеф-повар кафе "Гараж" Денис Калмыш в своей новой книге. — Роста Санта был внушительного, даже сидя он возвышался над толпой — плечи расправлены, окладистая борода и прическа обрамляли лицо как паспарту, прямой взгляд ледяных глаз холоден, источающий его человек явно погружен в себя. Это был первый и последний раз, когда внешность Таррелла возобладала в моих глазах над его сущностью".
Постоянство — признак мастерства
Кажется, что Таррелл работал со светоискусством с пеленок: этот человек определился со своим творческим почерком на третьем десятке лет, и можно сказать, что нет ни одной его хоть немного известной работы в других техниках.
Первые крупные проекты Таррелл осуществил, работая в калифорнийском отеле Mendote Hotel: с 1966 по 1972 год он был арендован художником как студия и выставочное пространство.
"МНЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНО то, КАК ОДНО ПРОСТРАНСТВО способно "ЧУВСТВОВАТЬ" ДРУГОЕ. ЭТО ВСЕ РАВНО ЧТО СМОТРЕТЬ КОМУ-ТО В ГЛАЗА"
Где найти Джеймса Таррелла?
В основном работы Таррелла хранятся в музеях Северной Америки, Европы и Азии. Другим континентам повезло значительно меньше. Единственная работа Джеймса Таррелла в Австралии хранится в Канберре — в постоянной коллекции Национальной галереи Австралии вы сможете его Within Without.
Музей Джеймса Таррелла
Единственный в мире музей Джеймса Таррелла, как ни странно, находится не в США, а в Аргентине. Он был открыт в 2009 году в провинции Сальта как часть коллекции Дональда Хесса. В James Turrell Museum вы сможете увидеть девять инсталляций, созданных в период с 1960-х годов до наших дней. Во дворе, например, установлена масштабная работа Unseen Blue, сидя в которой вы можете наблюдать не только за изменениями света, но и за движением облаков.
Светоискусство в кратере потухшего вулкана
Джеймс Таррелл — настоящий адепт всего, что связано с астрономией. Он уже давно стал "прорезать" в своих закрытых пространствах окна для того, чтобы посетители могли наблюдать небо, а еще раньше, с 1972 года, пытается превратить потухший вулкан (то есть обсерваторию) в произведение искусства. Полем для экспериментов стал Кратер Родена, расположенный на юго-западе Окрашенной пустыни в Северной Аризоне — он позволяет посетителям увидеть небесные явления невооруженным глазом.
Новые эксперименты
В своих поздних работах Джеймс Таррелл рассматривает переливы цвета как нечто подобное музыке, и создает градиентные заливки, которые позволяют зрителю "услышать" мелодии своей души. Несколько недавних светоинсталляций художник этой весной показал в лондонской галерее Pace.
"Я ПРЕДЛОЖИЛ НОВУЮ ФОРМУ. НАПРАВЛЯЮ СВЕТ НА СТЕНУ, ЧТОБЫ УВИДЕТЬ КАКОЙ-ТО ОБЪЕКТ. ОДНАКО МЕНЯ ИНТЕРЕСУЕТ ИМЕННО СВЕТ, А НЕ ТО, НА ЧТО ОН ПАДАЕТ"