Выставка искусства старых мастеров в парижском Fondation Custodia

115 живописных полотен и отдельный зал Ван Гога

В Париже открылась выставка первоклассной европейской живописи и графики. Раритеты выставлены в особом учреждении — Fondation Custodia

В двух шагах от Национальной Ассамблеи на cтаринной рю де Лиль скрывается удивительное место. В тишине седьмого округа в особняке Тюрго расположилась штаб-квартира Fondation Custodia — учреждения, обладающего редким собранием рисунков, гравюр и автографов европейcких художников, а также библиотекой в 180 тысяч томов, по праву считающейся лучшим собранием книг по истории искусства во всей Франции. Нынешний директор фонда — известный амстердамский музейщик, бывший хранитель Рейксмузеума Гер Лаутен. Он увлечен и амбициозен, одновременно охотится за раритетами и закупает новые произведения, готовит выставки и лично руководит ремонтом вестибюля.

Основал фонд голландец и коллекционер Фриц Люхт — самый цитируемый историк искусства в мире, автор фундаментального списка Les marques de collections de dessins & d'estampes. Его интересовало, кто, где и когда купил рисунок или гравюру, и Люхт начал создавать каталог владельцев (впервые он был издан в 1921 году, в 1956-м вышло дополнение. — Прим. ред.). "Теперь в оцифрованном виде эта информация доступна всем интересующимся абсолютно бесплатно, — поясняет Гер Лаутен. — У нас есть три сотрудника, которые ежедневно заняты пополнением базы данных, они отслеживают аукционные торги по всему миру".

Ван Гог. "Пшеничное поле". Июнь 1888, холст, масло.

В детстве на двери комнаты маленького Фрица висела табличка "Музей" — его первыми экспонатами были, конечно, не произведения искусства, а косточки, ракушки, камушки и так далее. Однако каталоги он составлял исправно. Когда Фрицу было 15 лет, родители забрали его из школы и отправили в Лондон, осмотреться и изучить аукционное дело. Потом в течение нескольких лет он трудился в аукционном доме в Амстердаме. Годы Второй мировой войны Люхт провел в США, где подробно изучил деятельность частных фондов. И в 1947 году в Париже основал Fondation Сustodia. В 1957 году к фонду присоединилось еще одно детище неутомимого Фрица Люхта  — Голландский институт в Париже.

Здесь хранятся бесценные листы переписки Микеланджело с каррарской каменоломней относительно мрамора для капеллы медичи во Флоренции  и два письма РембранДта c указаниями, как следует вешать его картины

Мы видим это место, как "универсум коллекционера". В cамом доме есть голландская гостиная с мебелью XVII века, cвадебным сундуком, деревянным шкафом для стеклянной утвари, плиткой роттердамского дома, разбомбленного во время Второй мировой войны, которую Люхт купил на аукционе. Есть предметы, взятые в аренду у амcтердамского антикварного общества. Когда вы здесь, то ощущаете себя абсолютно вне времени. "Большинство томов нашей библиотеки сохранилиcь в оригинальных переплетах, — говорит Гер Лаутен. — Открывая том сочинений Эразма Роттердамского, вы прикасаетесь к коже и пергаменту XVII века".

Аверкамп, Ice Scene. 1610—1620 гг., масло, доска.

Мастер лихтенштейнского поклонения. "Поклонение волхвов", коричневая тушь, размывка, красная бумага.

Письма художников, их записные книжки с набросками, 55 тысяч автографов мастеров от Дюрера до Делакруа. Здесь хранятся бесценные листы переписки Микеланджело с каррарской каменоломней относительно мрамора для капеллы Медичи во Флоренции и два письма Рембрандта c указаниями, как следует вешать его картины. Особняк Тюрго намеренно не превращают в публичный музей: хранящиеся здесь гравюры, рисунки и живопись мастеров слишком хрупкая материя для многолюдных экскурсий. Однако здесь всегда рады видеть профессионалов, историков искусства, а также всех, глубоко погруженных в тему.

Особняк Тюрго намеренно не превращают в публичный музей — хранящиеся здесь гравюры, рисунки и живопись мастеров слишком хрупкая материя для многолюдных экскурсий

Для широкой публики по соседству с особняком Тюрго расположились просторные выставочные залы, в которых фонд организует неповторимые изысканные выставки, на которые у крупных музеев не хватило бы духу. Героем нынешней выставки стал голландский коллекционер и арт-дилер Питер де Бур (1894—1974), cовременник и конкурент Фрица Люхта. По образованию де Бур был биологом, но посвятил свою жизнь истории искусства. В 1922 году основал в Амстердаме галерею Kunsthandel P. de Boer, дела которой в настоящее время ведут его племянник Петер и сын Петера Нильс.

Ван Гог. Worn out, 1881, карандаш, тушь, перо, акварель.

В 1928 году галерея прославилась выставкой, посвященной семье художников Брейгелей и их влиянию на художественную жизнь Нидерландов. Ко всем экспозициям он лично составлял каталоги. Его научно-исследовательская работа также способствовала формированию редкой по значимости библиотеки и собранию исторических документов, связанных с жизнью авторов. Все его проекты помогали укреплению связей между профессионалами и любителями, увлеченными темой искусства старых мастеров — музеям, частным покупателями, исследователям, реставраторам. После Второй мировой войны его предприятие продолжало развиваться. В начале 1960-х, после смерти жены Нэлли, Питер де Бур отошел от бизнеса и полностью посвятил себя изучению и пополнению собственной коллекции. Именно тогда  в ней появились памятники позднего Средневековья и работы Ван Гога.

"Питер де Бур обладал невероятной интуицией и художественным вкусом. На выставке представлено более 115 живописных полотен и рисунков. Один зал полностью посвящен Ван Гогу, которым особенно восхищался коллекционер"

В 1964 году он передал все образованному фонду P&N de Boer Fondation. Для нынешней юбилейной выставки — в этом году фонд празднует 50-летие — все работы лично отбирал директор Fondation Custodia Гер Лаутен.  Он признался, что сам процесс доставил ему настоящее удовольствие: "Питер де Бур обладал невероятной интуицией и художественным вкусом. На выставке представлено более 115 живописных полотен и рисунков. Один зал полностью посвящен Ван Гогу, которым особенно восхищался коллекционер". Также присутствуют работы Хендрика Гольциуса, натюрморты Бальтазара ван дер Аста, пейзажи с коровами Йоса Момпера, живопись Роланда Савери и скромный натюрморт "Роза, мышь и насекомые", написанный Яном Брейгелем — старшим. Некоторые произведения не экспонировались с 1966 года, поэтому выставку давно ждали знатоки. Часть работ организаторы показали посетителям салона Paris Tableau в ноябре, а полную экспозицию в Fondation Custodia демонстрируют до 8 марта 2015 года.

Якоб де Гейн. "Гераклит и Демокрит", черный мел, белила, светло-коричневая бумага.

Ян Брейгель Старший. Still Life with a Rose, a Mouse and insects, масло, медь.

Рембрандт. Joseph Lifted from the Well by his Brothers, 1638, коричневая тушь.