До 11 января в музее "Гараж" проходит самая увлекательная и необычная выставка зимы — "Арт-эксперимент". На этот раз интерактивный проект посвятили современной музыке. Buro 24/7 выяснило, из чего же в наши дни можно извлекать звук
Самые передовые столичные любители искусства уже успели протоптать по свежевыпавшему снегу дорожку к самой захватывающей московской выставке — "Арт-эксперименту" в музее "Гараж". Единственное, на что стоит обратить внимание, — это особые сеансы посещения, справиться о которых можно на сайте музея. В прошлом году "Гараж" завлекал посетителей в арт-лабиринт по проекту Кирилла Асса и Надежды Корбут. На этот раз выставляют, как это ни странно на первый взгляд, музыку. А в название проекта вынесли имя знаменитого композитора-экспериментатора Джона Кейджа.
Обычно при слове "композитор" в голове невольно звучит что-нибудь в духе "Полета шмеля" Мусоргского или торжественной увертюры "1812 год" Чайковского. Кейдж своим творчеством произвел кардинальный разрыв шаблонов. Его пьесу "Водная прогулка" следует играть на тридцати четырех не самых очевидных предметах: наполненной водой ванне, красных розах, резиновой уточке, скороварке и других атрибутах повседневности. Все они, конечно, выставлены на "Арт-эксперименте". Другая его пьеса называется "4:33": музыкой становится все, что публика услышит за 4 минуты 33 секунды между щелчками секундомера. Таким образом музыка из строгой последовательности нот превращается в спонтанный набор звуков (в идеале — тишину), заключенный в некий промежуток времени.
С предметами Кейджа соседствуют другие креативные инсталляции. Например, барселонская мастерская звуковых скульптур "Баше" представила впечатляющую, одновременно сложную и простую звуковую скульптуру. Ударяя по прутьям или "поглаживая" отростки, напоминающие неоновые браслеты, можно извлекать различные звуки, а несколько человек сразу способны сыграть на "Постбаше" чуть ли не целый концерт.
Если "Постбаше" — это музыка с опорой на физику, то ряд других объектов используют куда более продвинутые технологии. "Струнные №1" проекта Playtronica представляют из себя натянутые низко над полом ремни, по которым, при должном чувстве равновесия, можно ходить. Наступая на вживленные в ремни микросхемы, посетители извлекают музыку по сути своей из беззвучного предмета.
Один из немногих проектов без всякого звучания называется "Визуальный винил". Киевский коллектив "Институция несвободных мыслей" вдохнул новую жизнь в виниловые пластинки — из музыкального носителя они превратились в забавные арт-объекты. Вертясь на "конфорке" проигрывателя, каждая пластинка оживает: наклеенные на нее объекты начинают "двигаться", представляя нечто сродни анимации.
Все объекты и способы взаимодействия с ними перечесть сложно. Посетители могут поиграть на высоких, специально запрограммированных прутьях, подирижировать оркестром роботов с помощью сенсорного управления, пожертвовать какой-нибудь не очень нужной вещью, расплющить ее под прессом и получить компакт-диск с преображенной записью хруста и треска. Для тех, кто не прочь порисовать, есть особенное развлечение — усевшись за стол с фломастерами, фольгой, клеем и бумагой, можно под звуки музыки преобразить портрет соответствующего композитора — от Мусоргского до Леннона.
Главное, что понимаешь, посетив арт-эксперимент, — что музыка пережила по сути своей тот же процесс, что и современное искусство: забыв про традиционную эстетику звучания и гармонию в пользу замысловатых концепций, музыканты нашли новые медиа и другое разумение того, что есть современная музыка.