Выставка недели: Джозеф Кошут в Мультимедиа Арт Музее

Классик концептуализма

В Мультимедиа Арт Музее накануне открылась долгожданная и первая в России персональная выставка Джозефа Кошута под названием AMNEZIYA. Рассказываем, о чем художник решил «забыть»

Свои эксперименты с концептуализмом Джозеф Кошут начал в 60-е годы, занимаясь преимущественно апроприацией, то есть использованием в своих работах реальных предметов и других произведений искусства. На выставке в Мультимедиа Арт Музее, которую, к слову, он сам монтировал больше двух недель, показывают работы, созданные Кошутом за 46 лет, с 1965 по 2011 год. Слова в его произведениях заменяют образы, а неоновые трубки и линии становятся воплощением идей концептуализма. Такие тезисы, как «дематериализация», «превращение объектов в концепции», а также «ключевая роль текста», в случае с Кошутом не отвлеченные понятия из истории искусств, а его программа, с помощью которой он и демонстрирует свой взгляд на современное искусство. Сосредоточиваясь на лингвистическом аспекте и вспоминая аналитическую школу философии в целом и Людвига Витгенштейна в частности, Джозеф Кошут создает свои неоновые произведения, занимаясь поисками языка и исследованием текста.

Джозеф Кошут

На выставке представлены 25 работ, среди которых есть «Пять пятерок» (1965) и «Четыре цвета, четыре слова» (1966) — одни из самых первых. При этом о поиске новых смыслов в искусстве Кошут говорит языком не только художественным, через свои произведения. В эссе «Искусство после философии», которое стало программным, он, в частности, пишет, что «произведения искусства суть аналитические высказывания. То есть если рассматривать их в пределах собственного контекста — как искусство, — то они не несут никакой информации ни о чем. Произведение искусства есть тавтология потому, что оно есть презентация намерения художника, то есть он говорит, что конкретное произведение искусства есть искусство, и это значит: оно есть определение понятия искусства». Приравнивая работы к высказываниям, Кошут создает целые серии. Примером одной из последних таких может служить «Беккет» (2011). Выбрав отрывки из пьесы «В ожидании Годо» и рассказа «Никчемные тексты», при помощи белого неона художник описывает абсурдные ситуации, в которых оказались их герои. Что и  говорить, мягкий неоновый свет на фоне двухцветной черно-белой стены смотрится  очень эффектно. В свое время концептуализм коренным образом повлиял на оценку и восприятие искусства, и роль Джозефа Кошута здесь очень велика. Впрочем, как утверждает художник в одной из своих работ, language must speak for itself («Язык должен говорить сам за себя»).

Анастасия Каменская

23.04.15, 16:00

  • Фото: Архивы пресс-служб