Искусство запретного, табуированного, маргинального
В Лос-Анджелесе открывается выставка из разряда must-see — ретроспектива Майка Келли, нарушителя табу, превращавшего маргинальную сторону американского общества в инсталляции, перформансы и живопись
В минувшие выходные лос-анджелесский музей современного искусства MOCA устроил грандиозный бал в честь своего 35-летия, а также назначения нового директора — Филиппа Верня. В тот же вечер отмечала открытие выставка американского художника Майка Келли, которая приехала в Лос-Анджелес прямиком из нью-йоркского музея современного искусства MoMA. Составлена она была, как ни удивительно, амстердамским Стеделиком в сотрудничестве с фондом Майка Келли. Более 250 работ художника — от ранних, созданных еще в начале 1970-х, до совсем недавних, 2012 года — заняли два из трех зданий MOCA (The Geffen Contemporary и выставочное пространство музея на Гранд-авеню).
Вся художественная деятельность Келли длиной в 35 лет проходила в Лос-Анджелесе, и этот город выходцу из штата Мичиган стал действительно родным. Первыми учителями Келли стали Лори Андерсон, Джон Балдессари и Даглас Хублер: их работами молодой Келли восхищался, учась в Калифорнийском институте искусств.
Еще будучи студентом, в середине 1970-х, Келли разработал особенный вид перформансов, в которых была использована скульптура. Он включал в них также фотографии, объекты, черно-белые рисунки-комиксы, сопровождал чтением текста и танцами.
За свою многолетнюю карьеру Майк Келли перепробовал все: он создавал рисунки на бумаге, скульптуры, перформансы, аудио- и видеоинсталляции, фотографии, живописные полотна, высмеивая американскую культуру, говоря о сексуальности, синдроме вытесненной памяти, религии и политике с критичностью и самоуничижительным юмором. Он нарушал всевозможные табу, стремился вызвать у зрителей весь спектр эмоций от отвращения до хохота, говоря о той непристойной и маргинальной стороне массовой культуры, на которую большинство старается закрывать глаза. В этой негативной эстетике, как утверждал Майк Келли, и проявляется социальная функция искусства.
MOCA показывает одну из самых известных работ Келли — серию плакатов "Плати за свои удовольствия" 1988 года. Портреты 42 представителей культуры (Бодлера, Гете, Дега, Сартра и других) выставлены в длинном коридоре, каждое изображение сопровождается цитатами о законе и преступлениях. Последним плакатом всегда был портрет того или иного знаменитого убийцы, выбор персоны зависел от города, в котором проходила выставка. У входа Майк Келли устанавливал ящик для сбора пожертвований.
В ретроспективу Келли вошли также его работы из мягких игрушек и вязаных платков, которые он стал создавать в конце 1980-х, например, More Love Hours Than Can Ever Be Repaid 1987 года. Исталляция воплощает одну из запретных тем — насилие над детьми.
Художник продолжал творить до самой смерти в 2012 году, пробуя себя в различных видах искусства. Но депрессия довела Келли до самоубийства — причиной тому считают разрыв с девушкой и разочарование в мире искусства. "Если бы я начал сейчас, я бы никогда не стал художником", — вспоминает слова Майка его подруга Эми Фонтана. По мнению Майка Келли, в арт-среде все "стало слишком корпоративным".
Выставка Майка Келли в лос-анджелесском музее современного искусства MOCA открыта с 31 марта до 28 июля.
Источник://www.buro247.ru/culture/collections/vystavki-oseni.h
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7