Выставка недели: "Перформанс в России" в 5 работах

"Перформанс в России: Картография истории" в Музее "Гараж"

В Музее "Гараж" открылась новая масштабная выставка "Перформанс в России: Картография истории", включающая около 200 экспонатов, которые расскажут о вековой истории жанра. В таком многообразии легко потеряться — мы выбрали 5 самых необычных перформансов

Новая выставка в "Гараже" развенчала один из современных мифов: перформанс вовсе не юный жанр, пожаловавший на российские просторы из западных стран в позднесоветское время. Российская история перформанса начинается еще до революции — с работ авангардистов. Черты этого жанра можно обнаружить в знаменитой футуристической опере 1913 года "Победа над Солнцем" — пролог написал Велимир Хлебников, а автором сценографии был Казимир Малевич. На выставке представлены и работы культовых российских перформансистов 80-90-х годов. Дмитрий Пригов зачитывает стихи, переодевшись в советского милиционера. Владислав Мамышев-Монро создает карикатуру на дореволюционную историю страны в видео "Россия, которую мы потеряли" и перевоплощается в убитого Усаму бен Ладена. А Олег Кулик, как известно, лает и кусается. В нашу подборку мы решили включить более неожиданные перформансы.

"Футуристический грим"

1913-й год

В экспозиции есть работа, которая еще старше футуристической оперы. Правда, всего на несколько месяцев: спектакль поставили в декабре, а в сентябре 1913 года состоялась акция "Футуристический грим". Художница Наталья Гончарова расписала лицо поэта Константина Большакова, а Михаил Ларионов — свое собственное. Примкнул к художникам и Владимир Маяковский. Когда асимметричные композиции из красных и синих точек и полос были готовы, компания села в автомобиль и отправилась на угол Кузнецкого и Неглинной, где совершила прогулку, эпатируя патриархальных москвичей. Художников даже сопровождали фотографы нескольких газет. Сложно поверить, что нечто подобное произошло не вчера, а более 100 лет назад, а произведения участников перформанса составляют золотой фонд русского авангарда в Третьяковской галерее.

Похороны Казимира Малевича

1935-й год

Казимир Малевич даже в последний путь сумел отправиться концептуально и эпатажно. С футуристом отечественная культура простилась в мае 1935 года в Ленинграде. Главным "гостем" церемонии стало одно из самых известных произведений искусства ХХ века — неизменный "Черный квадрат". Версия 1923 года висела у изголовья гроба, "Черный квадрат" 1930-го прикрепили к радиаторной решетке катафалка. Квадраты также изобразили на крышке гроба и на вагоне поезда, в котором Малевича перевозили в Москву. Наконец, на могиле художника установили памятник в виде белого куба, на который тоже нанесли реплику "Черного квадрата". Удивительно, что подобные похороны на грани перформанса удалось устроить в середине 30-х годов, когда авангард впал в немилость, уступая дорогу социалистическому реализму. Проводы Малевича стали одним из последних отечественных перформансов за долгие годы — жанр воскреснет лишь в 70-х.

Римма и Валерий ГерловиныZoo. Homo Sapiens

1977-й год

Супруги Римма и Валерий Герловины устраивали перформансы в более привычном, современном понимании этого слова. В 70-е годы по ту сторону железного занавеса уже вовсю работала Марина Абрамович. Один из проектов Герловиных чем-то напоминает суровую стилистику работ "бабушки" современного перформанса. Абрамович не раз подвергала себя тяжелым испытаниям: кричала до потери голоса, занималась самоистязанием, лежала под человеческим скелетом. Советские художники тоже превратили самих себя в арт-объекты. Одна из самых известных работ Герловиных — перформанс Zoo. Homo Sapiens. 17 февраля 1977 года супруги, полностью обнаженные, заточили себя в клетку — превратились в экспонат зоопарка, символически возвратившись в архаичное животное состояние. Художники утрировали вечную борьбу между плотью и духом. Правда, в 70-х перформанс получил другую интерпретацию — в нем углядели символ заточения русской культуры.

"Секта Абсолютной Любви". "Заключительный перформанс"

1995-й год

Общеизвестно, что перформанс требует максимальной выносливости. Иногда нужно побороть стыд, постараться не заснуть, побить рекорд. В самом крайнем случае художнику предстоит преодолеть физическую боль. 14 ноября 1995 года состоялся один из самых жутких российских перформансов. Его устроило арт-объединение с мистическим названием "Секта Абсолютной Любви" (Олег Мавроматти, Владимир Александров, Михаил и Татьяна Никитины). С помощью лески и рыболовных крючков выставочное пространство увесили кусками свежего мяса, а в одном из залов поместили муляж полуразложившегося трупа. Михаил и Татьяна Никитины облачились в пугающие белые халаты. А самая жуткая роль досталась Мавроматти и Александрову — художники зашивали друг другу рты хирургическими иглами. Когда "Заключительный перформанс" закончился, художники избавились от швов, а мясные туши из зловещих экспонатов превратились в ужин.

Паша 183 "Правда на правду"

2011-й год

Пашу 183 на родине и за рубежом называют "русским Бэнкси" — в первую очередь, он известен как уличный художник. Но сегодня границы, разделяющие жанры, стремительно теряют свое значение — кураторы решили зачислить в ряды перформанса проект художника "Правда на правду", сочетающий видео- и паблик-арт. Видеоролик начинается кадрами, снятыми во время путча 19 августа 1991 года: народ пробивает броню милицейских щитов. Двадцать лет спустя Паша 183 решает повторить поединок. Символически. Художник вырезает из бумаги фигуры полицейских в полной амуниции, отправляется на станцию метро "Красные ворота" и приклеивает стражей порядка к стеклянным дверям. Грозные полицейские превращаются в условность, нелепую преграду — сотни москвичей по дороге в метро, сами того не подозревая, сметают оцепление. Раз за разом.

Сергей Багулин

21.10.14, 19:30