Питер Гринуэй и Саския Боддеке оживили Маяковского и картины Малевича
Инсталляция "Золотой век русского авангарда" заставляет великих поэтов, художников и режиссеров, а также главную героиню выставки — картину "Черный квадрат" Малевича — заговорить во весь голос
"Прежде чем вы пойдете на выставку, хочу предупредить: это очень и очень субъективный взгляд на русский авангард: мой и Саскии", — говорит Питер Гринуэй за час до торжественного открытия своей выставки в ЦВЗ "Манеж". 14 апреля состоялась мировая премьера их новой совместной работы под названием "Золотой век русского авангарда". Британский режиссер вместе с нидерландкой Саскией Боддеке представили видеоисторию того знаменательного времени: благодаря новейшим мультимедийным технологиям они "оживили" более тысячи шедевров русского авангарда, а также главных героев той эпохи.
"Черный квадрат" Малевича лег в основу выставки и стал ее центральной метафорой. На квадратных экранах эта картина рассыпается на части или застывает неподвижно, пока герои выставки говорят о жизни, любви, искусстве, пути художника и поэта, боли и революции.
"Надо провести на выставке не менее полутора часов, чтобы увидеть и понять все то, что мы пытались вам сказать", — Саския Боддеке
Молодой Владимир Маяковский с глазами, словно смотрящими глубоко в душу, скандирует фразы о том, что искусство — это "не зеркало, в котором отражается время, а молот, его формирующий". Александр Родченко сосредоточенно и страстно говорит о живописи, обворожительная Любовь Попова — о свободе и трудной жизни, а в это время на экранах проплывают абстракции Василия Кандинского, композиции Ильи Чашника, архитектурные модели Эля Лисицкого и другие шедевры начала XX века.
Выставка сочетает кинематограф и живопись, анимацию и 3D-технологии, создавая единое произведение, погружающее вас в контекст русского авангарда с головой. Проекционное, световое и звуковое оборудование создает на первом этаже "Манежа" настоящий мультимедийный театр.
Подобные инсталляции, по словам авторов, могут стать именно тем путем развития, по которому может пойти современное искусство. Питер Гринуэй, бесконечно повторяющий тезис о том, что кино умерло, делает ставку на мультимедийные проекты. "Преступно не использовать тренды в своей работе, — говорит режиссер. — Я призываю вас использовать самое передовое, самое современное и тем самым двигать искусство вперед, что является задачей каждого художника".
Если выставка заиграет на "флейте вашего позвоночника", то здесь можно задержаться надолго. Этого Саския Боддеке и Питер Гринуэй и добивались. "Мы хотим, чтобы вы полностью прочувствовали то, что мы пытаемся показать, — говорят авторы. — Эта выставка скорее похожа на кино. Надо провести здесь не менее полутора часов, чтобы увидеть и понять все то, что мы пытались вам сказать".
Выставка "Золотой век русского авангарда" Питера Гринуэя и Саскии Боддеке проходит в ЦВЗ "Манеж" в рамках Года культуры России — Великобритании и будет открыта с 15 апреля до 18 мая.