А также экспозиция Натали Юрберг и Ханса Берга
Знаменитого чешского режиссера Яна Шванкмайера с молодыми шведскими художниками — Натали Юрберг и Хансом Бергом — объединяет то, что их искусство очень провокативно, абсурдно, сталкивает несовместимое, подвергает человека трансформациям, а восприятие его основано не на принципе морали, а на принципе удовольствия.
Проще говоря, оба они шокируют. В хорошем смысле слова. Шванкмайер, с 1970-х годов примкнув к группе сюрреалистов, завораживает зрителей своими фильмами, скульптурой, графикой, коллажами и поэзией жеста. В новой выставке, которую сегодня представляет Центр современной культуры "Гараж", можно увидеть его работы, обращенные к тактильным ощущениям, бессознательному, фетишам, ритуальным маскам Африки и биологии.
Юрберг в дуэте с композитором Хансом Бергом сегодня утром представили выставку "Черный котел". В анимированных фильмах Юрберг герои разыгрывают абсурдные истории, которые похожи на страшный сон или болезненную фантазию. Изучить ее видеоинсталляции, которые сопровождаются музыкой Ханса Берга, можно усевшись на гигантские, раскрашенные в безумные цвета кресла-пончики.
Натали Юрберг. "Я не был создан для роли сына", 2011. Пластилиновая анимация, цифровое видео, музыка Ханса Берга
"Я коллекционер, я строю нечто вроде кунсткамеры. У меня собраны коллекции, которые очень четко очерчены" — говорит чешский режиссер. "Я собираю остатки магического мира" — добавляет Шванкмайер в начале экскурсии по своей ретроспективе.
"Здесь не сохраняется хронология, но остаются темы, которые проходят через все мое творчество и встречаются в самые разные его периоды" — рассказывает художник. — "Работы основаны на воображении, в них всегда несколько уровней, смыслов и мое свободное творчество всегда тесно связано с фильмом. Собственно, мои кинокартины и творчество вне них — это всегда сообщающиеся сосуды".
Первый зал под названием "Скульптура жеста" — ода тактильным ощущениям, которые кинематографист выражает в глине. По словам Шванкмайера, он с 1974 осуществляет тактильные эксперименты, создает "окаменелые остатки наших эмоций" и смешивает их с текстами, ассоциациями и сторонними предметами. Художник исследует социальную среду и внутренний мир человека через подсознательные образы, а основной сюжет его работ составляют зачастую именно темные, пугающие стороны нашего существования.
Он посвящает работы Марселю Дюшану и Рене Магритту, создает "Тактильный бермудский треугольник", выставленный в "Гараже" четко под надписью "Руками трогать", а в центр зала ставит "Пернатый стул" из своего фильма "Спокойная неделя в доме" 1969 года.
Ян Шванкмайер. "Пернатый стул из фильма "Спокойная неделя в доме", 1969
Налево — зал "Фетиши и марионетки", в котором находятся объекты, вдохновленные путешествиями по Африке, в частности, по Мали. "Я собирал там фетиши и ритуальные маски, а это — мои реминисценции" — рассказывает Шванкмайер.
Далее организован кинозал, в котором транслируются 7 его короткометражных фильмов, а если пройти еще дальше, то можно попасть в центр шванкмайерской "Кунсткамеры" — раздел "Естественная история". В нем находятся раскрашенные от руки гравюры начала 1970-х и созданные в 2013 году скульптуры из перьев, раковин, панцирей и прочих природных элементов. Шванкмайер рассказывает о том, как сорок лет назад он задумал создать некую "Энциклопедию альтернативного мира" — его сумасшедшие гравюры с видами земноводных, рыб, насекомых и пернатых были тому началом. "Но я оставил эту затею, поскольку такому делу нужно посвятить всю жизнь" — говорит Ян.
Ян Шванкмайер. "Поединок II", 2002
"В Чехии было три центра спиритизма, и в 1990-е годы я познакомился со спиритистами из Северной Моравии" — рассказывает Шванкмайер, переходя в следующий зал. — "Он возник в XIX веке и распространился по всей Европе. По сути — это секта, которая при помощи медиумов осуществляла коммуникацию с загробным миром. Коммунисты это осознали, но спиритисты продолжали свое дело в подполье, подобно тому, как это делали и сюрреалисты."
"Чтобы создать эти рисунки, нужно не сосредоточиться на работе, как обычно, а наоборот, расслабиться" — говорит Ян о так называемых "рисунках медиумов" — творениях абстрактных и спонтанных. — "Они возникли при особом вдохновении. Это запись ритма души".
Ян Шванкмайер. "Быть войне", 2012
Увидеть выставку "Кунсткамера" Яна Шванкмайера, а также "Кипящий котел" Натали Юрберг и Ханса Берга в Центре современной культуры "Гараж" можно с 21 июня по 25 августа. К ним приурочен также цикл лекций "Оживающие предметы и запретные фантазии", который пройдет в новом летнем павильоне "Гаража".
Ян Шванкмайер. Сцена из фильма "Алиса", 1987
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7