Главные выставки зимы: от Ватикана до бюргерских интерьеров

Куда ходить по выходным

Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо.

Где: ГТГ в Лаврушинском переулке
Когда: 25.11.2016 — 19.02.2017

Гвидо Рени, «Святой Матфей и ангел». Около 1620

В Третьяковку из «Вечного города» доставили итальянских и французских мастеров, работавших в Риме, начиная с XIII века: Беллини, Рафаэль, Караваджо, а еще Мелоццо да Форли, Пуссен, Перуджино – целый список художников первой величины. Курирует выставку Аркадий Ипполитов — хранитель итальянской гравюры в Эрмитаже и автор бестселлеров о Венеции и Ломбардии. Один из наиболее известных кураторов старого искусства участвует в самых разных проектах: начиная с выставок Джованни Пиранези, Андреа Палладио, Ильи и Эмилии Кабаковых до съемок для журнала PORT в джинсовом комбинезоне Balmain. В Ватикан, кстати, отправят ответную выставку евангельских сюжетов из московского собрания. 

 

Герхард Рихтер. Абстракция и образ

Где: Еврейский музей и центр Толерантности
Когда: 09.11.2016 — 05.02.2017

Герхард Рихтер, Лист из серии «Ноябрь», 2008

Еврейский музей обновляет экспозицию редко, но метко: вслед за Анишем Капуром год назад теперь вся Москва отправится на другого современного титана — Герхарда Рихтера. Один из самых дорогих художников на рынке на сегодняшний момент, Рихтер начал писать свои картины на основе фотографий еще в 60-е. Он переплавлял гиперреализм в абстракцию. В основе художественных экспериментов различные образы: от жертв концлагерей Второй мировой до участников Фракции Красной Армии, организации немецких леворадикалов 80-х. В Еврейском музее покажут главные работы Рихтера с 1973-го по нынешнее время, в том числе нашумевшие «Галифакс» (1978) из 128 фрагментов и серия «Биркенау» (2014), основанная на фотографиях, сделанных узником фашистского концлагеря.

 

Андре Мальро. Голоса Воображаемого Музея

Где: ГМИИ им. А. С. Пушкина
Когда: 01. 12. 2016 – 12. 02. 2017

Андре Мальро

Экспозиция в ГМИИ станет воображаемым музеем Андре Мальро, искусствоведа, писателя, министра культуры Франции в правительстве Шарля де Голля. В его собрании Веласкес соседствует с Гойей, Тулуз-Лотрек – с японской гравюрой, а памятники Древнего Востока – с гавайским плащом 1820-х годов. Куратором на этот раз выступает сама президент музея Ирина Александровна Антонова: разнообразие экспонатов превратится в тонко продуманную интеллектуальную игру.

 

Элегантность и роскошь ар-деко

Где: Музеи Московского Кремля
Когда: 30.09.2016 — 11.01.2017

Автохромная фотография Cartier. Факсимиле автохрома (серебряно-желатиновая печать на стекле). Париж, 1923. Отдел архивов Cartier

Стиль, развивавшийся главным образом во Франции в 20-30-е, ценят за элегантность и роскошь. Любителей прекрасной эпохи в Москве оказалось ненамного меньше, чем фанатов Ренессанса: очередь на выставку ар-деко в Кремле в выходные собирается немаленькая. Неудивительно: выставки моды у нас вообще проходят нечасто, а с нарядами Жанны Ланвен, Поля Пуаре, кимоно из института костюма в Киото и винтажными драгоценностями Cartier и Van Cleef & Arpels – вовсе редко. 

 

«Свидетельства»: Франциско Гойя, Сергей Эйзенштейн, Роберт Лонго

Где: Музей современного искусства «Гараж»
Когда: 30.09.2016 — 05.02.2017

Кадр из фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный»

Как связаны один из главных испанских живописцев рубежа XVIII-XIX веков, русский классик кинематографии и современный американский фотограф и художник, рассказывают на выставке в Музее «Гараж». Главный куратор «Гаража» Кейт Фаул объединила их по принципу близких взглядов и сопоставимой значимости (социальной и, конечно, политической) для своего времени. Каждый из них был по-своему новатором: Гойя со своей серией «Капричос» вошел в историю как обличитель пороков , Эйзенштейн — как культовый режиссер фильма «Броненосец Потемкин» и десятков других картин, Лонго — как современный мастер, чье видение во многом испытало влияние телевидения и кино. Объединяет художников и стилистика изображения: черно-белая, графичная и выразительная.

 

Искусство жить. Интерьер бюргерского дома эпохи расцвета

Где: главное здание ГМИИ им. А. С. Пушкина
Когда: 11.10.2016 — 10.01.2017

Питер Янсенс Элинга, «Комната в голландском доме». Конец 1660-х – начало 1670-х

На эту выставку стоит в первую очередь отправиться любителям Голландии золотого века: небольшая, но очень изящная, она демонстрирует одиннадцать полотен главных мастеров интерьерного жанра в XVII веке. Тут же рядом — кубки и бокалы, словно взятые с полотен Питера де Хоха и Габриэля Метсю. О символике предметов в ювелирно исполненных интерьерах можно узнать благодаря образовательной программе — она продумана весьма серьезно.

 

Прогулки с трубадуром

Где: Дом впечатлений ГМИИ им. А. С. Пушкина
Когда: 28.10.2016 — 31.03.2017

Йоханна Биллинг, «Пульхаймский джем-сейшен». 2015

Открывшийся этим летом Дом впечатлений в ГМИИ им. А. С. Пушкина показывает москвичам контемпорари арт от Билла Виолы до Ирины Наховой, которая представляла в этом году Россию на Венецианской биеннале. В очередном проекте «Прогулки с трубадуром» художники и композиторы экспериментируют со звуком и музыкой. Среди работ, показанных впервые, примечательна «Вызывает опера. Арии для всех» швейцарского коллектива !Mediengruppe Bitnik: авторы транслируют через микрофоны спектакль из Цюрихского оперного театра случайно подошедшим к телефону людям. Среди русских фаворитов — частый гость музыкальных фестивалей, композитор Петр Айду, который представил две шумовые инсталляции.

 

Александр Родченко. Опыты для будущего

Где: МАММ
Когда: 24.09.2016 — 12.02.2017

Александр Родченко, «Пионерка». 1930

Одного из главных художников русского авангарда любят вспоминать особенно часто — то одного, как автора смелых ракурсов, то с супругой Варварой Степановой, создательницей известных принтов и костюмов. «Опыты для будущего» в МАММ раскрывает Родченко как фотографа: здесь и знаменитая «Лестница» с матерью с ребенком на руках, и кричащая в рупор Лиля Брик. Дисциплинированные спортсменки, комсомолки и другие отголоски советского романтизма вызывают чувство ностальгии и дарят веру в светлое будущее.

 

Михаил Карасик. Конструктивизм и другое

Где: ММОМА на Гоголевском бульваре
Когда: 25.10.2016 — 24.12.2016

Михаил Карасик, «Вавилонская башня СССР». 2010

О книге художника, художественном жанре livre d'artiste, принято говорить на примере Пикассо или хотя бы сюрреалистах, а о советских мастерах вспоминают редко. Выставка Михаила Карасика в ММОМА — хорошее исключение. В сложных техниках авторской печати художник воплощает знаковые образы авангарда, будь то «Памятник III Интернационала» Татлина или проекты Малевича и Матюшина. Делает это Карасик с прекрасным чувством юмора, за что его и любим.  

Полина Козлова

01.12.16, 17:46

  • Фото: Архивы пресс-служб Государственной Третьяковской Галереи, ГМИИ им. Пушкина, Еврейского музея и центра толерантности, МАММ, Музея современного искусства «Гараж», Музея Московского Кремля