Ярмарка TEFAF 2015. Искусство продавать искусство

Маастрихтская арт-торговля

Наши коллеги из журнала «Интерьер + Дизайн» рассказывают о важнейшей для всех коллекционеров и любителей искусства арт-ярмарке

Тихий голландский город Маастрихт на две недели в году удваивает свое население. В выставочный центр MECC лучшие галереи мира привозят произведения, покрывающие семь тысячелетий истории искусства. В течение десяти дней по стендам курсируют коллекционеры, музейщики, историки искусства, европейские аристократы, представители крупных американских фондов, потомственные предприниматели из Флориды и Техаса, наперсники шейхов и других богатых покупателей из стран Ближнего Востока, которые время от времени совершают головокружительные покупки, арт-консультанты всех мастей, а также наши заинтересованные в теме соотечественники, от членов Совета Федерации до студенток частных учебных заведений.

В первый день выставка работает для профессионалов и записных коллекционеров — и тут вход в центр штурмует почтенная публика 65+, включающая дам в бриллиантовых гарнитурах на электроколясках и пожилых джентльменов с палками для скандинавской ходьбы.

Ничего удивительного: маастрихтская TEFAF давно заняла позицию ярмарки с крупными ставками. Согласно ежегодному исследованию мирового рынка искусства Art Market Research, который по традиции представляет в дни выставки красотка-аналитик доктор Клэр МакЭндрю, в 2014 году 40% своих продаж, а это приблизительно 9,8 млрд евро, галеристы и дилеры совершали на международных ярмарках. Часть галерей открыто вывешивает фиксированные цены на произведения прямо на стендах, другие предпочитают сообщать их лично. Но тайны не делает никто. До 5 млн евро цены считаются приемлемыми для обнародования. Психологически важный рубеж — 10 млн евро. Все, что выше, — рекорд, и тут уже надо ждать официальных результатов маастрихтской торговли.

Ван Гог. Le Moulin d’Alphonse Daudet à Fontvieille, июнь 1888 г. Красный карандаш, акварель, бумага. Dickinson, 10 млн евро

TEFAF начиналась и впервые была проведена в 1975 году как выставка галерей, специализирующихся на работах старых мастеров. Притом что этот рынок в 2014 году составил лишь 8% от общего числа продаж, предложение всегда очень интересно. Dickinson привезли образцовый натюрморт голландца Питера Класа за 2 млн 640 тыс. евро, за большое полотно утрехтского караваджиста Геррита ван Хонтхорста «Ловля блох при свече» хотели 530 тыс. евро, любимый сюжет техасских фермеров «Молодой бык» в пейзаже Паулюса Поттера стоил 4 млн 775 тыс. Однако своим хитом в этом году Dickinson сделали акварель Ван Гога «Мельница Альфонса Доде в Фонвьей», 1888, выставив ее за 10 млн евро.

Торговля шедеврами старых мастеров — дело, не терпящее суеты. Лондонская The Weiss Gallery устроила первосортную мини-выставку портретов Франса Пурбуса Младшего, которые галерея начала выискивать и покупать с середины 1970-х годов. Многолетнее терпение принесло плоды. Портрет Маргариты Гонзаги продан за 2 млн 240 тыс. евро, портрет Елизаветы Французской — за 1 млн 50 тыс., портрет Людовика XIII — за 910 тыс. евро, портрет неизвестного в возрасте 56 лет — за 2 млн 100 тыс.

Франс Пурбус Младший. «Маргарита Гонзага, герцогиня Лотарингская», ок. 1606 г. Холст, масло. The Weiss Gallery, 2 млн. 240 тыс. евро

Леонардо Грациа, называемый Леонардо да Пистойя. «Клеопатра». Холст, масло. Рим, ок. 1535 г. Alessandra di Castro Antichita

Richard Green привезли большое полотно римского мастера XVII века Джованни Паоло Паннини «Интерьер римского Пантеона c фигурами, увиденный с юга» (1743) за 4 млн 100 тыс. евро, крепкую, хрестоматийную венецианскую ведуту Микеле Мариески за 1 млн 900 тыс. евро. А также отличные работы Йоса де Момпера, Якоба Исаака ван Рейсделя, Давида Тенирса Младшего, Питера Брейгеля Младшего, парные тондо — зимний и летний пейзажи Яна ван Гойена. Второй стенд той же галереи был посвящен живописи импрессионистов, который в первый же день стал условленным местом встречи большинства коллекционеров из Флориды. Что привезли? Две работы Ренуара: зефирно-лукумную «Девушку в соломенной шляпе» (1890) за 4 млн 350 тыс. и «Натюрморт с яблоками» за 1 млн 500 тыс., «Парк в Сен-Клу» Сислея за 4 млн 350 тыс. Хит экспозиции «Сидящая крестьянка с козой» Камиля Писсарро предлагался за 3 млн 550 тыс. евро.

Альфонс Муха и Жан Фуке. Брошь. Золото, эмаль, полудрагоценные камни

В этом году еще очевиднее проявилось желание галерей, продающих старое искусство, устроить легкий фьюжн, подмешать чего-то современного, наладить диалог с шедеврами ХХ века и со всем современным искусством. Вот три убедительных примера. Продавцы старинного китайского фарфора Cohen & Cohen фронтальную стену стенда оформили под полотно Мондриана, выставив свои сокровища в цветных квадратах. Невероятно богатая итальянская галерея Moretti & Co разбавила ренессансные доски полотнами Энрико Кастеллани. Бок о бок красовались «Мадонна с младенцем» Боттичелли за 1 млн 800 тыс., работа Бартоломео Виварини, ученика Антонелло да Мессины, за 1 млн 600 тыс., доска «Благословляющий Христос» сиенского мастера Луки ди Томме за 1 млн 250 тыс. и белые рельефные полотна Кастеллани по 1 млн с небольшим. Еще один вариант предложили известные миксологи, папа с сыном Жак и Филипп Перрены, Galerie Perrin. Они пошли сразу в двух направлениях. Великолепное французское искусство — шкаф за 250 тыс. евро, терракотовые портреты Каррье-Беллеза, неоклассические полотна Франсуа-Андре Венсана — соединили с подлинной античностью: вазами и скульптурами из галереи Cahn International — и огромным полотном Вика Муниса — голландским букетом на черном фоне, не таким уж дорогим по сравнению с окружающими шедеврами — всего за 60 тыс. евро.

Вик Мунис. «Композиция с цветами». Бумага. Бразилия, 2010 г. Парафраз на работу голландского художника Виллема ван Альста. Galerie Perrin, 60 тыс. евро

Как правило, на TEFAF русского искусства не так много. Приезжают две голландские галереи, специализирующиеся на византийских и древнерусских иконах, — Tóth-Ikonen и Jan Morsink Ikonen; есть две галереи, традиционно представляющие параферналии императорской семьи, старинные русские украшения и произведения Фаберже, — это лондонская Wartski и нью-йоркская А La Vieille Russie. Плюс точечные работы русских художников на других стендах. В этом году тема русского искусства неожиданно прозвучала в разделе графики Works on Paper. Русский и украинский авангард привез новичок ярмарки, лондонский дилер Джеймс Баттервик, хорошо известный московским коллекционерам. В настоящее время основа коллекции господина Баттервика — графика. Для дебюта в Маастрихте он выбрал 12 работ Александра Богомазова,  7 композиций Давида Якерсона, «Мост» (1916) Гончаровой за 2 млн 500 тыс., эскиз театрального костюма Ларионова, гуашь Любови Поповой за 1 млн евро, рисунок Врубеля за 75 тыс. евро и рисунок А. Волкова «Пасхальная фантазия» (1918) за 85 тыс. евро. Стенд пользовался вниманием публики, поскольку продавец, член Общества лондонских арт-дилеров, внушает доверие.

Микеланджело Буонарроти. Подготовительный рисунок к фреске Сикстинской капеллы. Сангина. Музей Тейлора, Харлем

Раздел Design вот уже седьмой раз (образован в 2009 г.) собирает топ-галереи, торгующие столами, светильниками, стеллажами и вазами музейного уровня. В этом году раздел выглядел скучновато. Десять дилеров привезли безупречные предметы с захватывающими историями и интересным провенансом, но слишком академичные, требующие погружения в маргинальные темы. Каждый галерист проделал фантастическую работу по поиску «товара», беда в том, что вместе им не удалось сделать шоу, вдохновляющее покупателей, коллекционеров и декораторов. Сиротский модернизм, мебель мастеров Баухауза и Де-Стейла на стенде берлинского галериста Ульриха Фидлера всегда вызывают восторг и восхищение: мятый металл, рваная кожа обивок, сальные пятна — Фидлер умеет реставрировать мебель невероятно стильно, так, чтобы объект сохранил все следы времени. Сосед Фидлера по разделу Eric Philippe привез строгий скандинавский модернизм — тоже изысканно, но без праздника для глаза. В том же духе прозвучал датский дизайн на стенде копенгагенской Dansk Mobelkunst. Американка Сьюзан Демиш (Demisch Dаnant), завсегдатай ярмарок Design Miami и Design Miami Basel, впервые решила выставиться в Маастрихте. Ее фирменный набор — работы Марии Пергей, Шейлы Хикс и Пьера Полена — всегда выглядит очень буржуазно, но стенд получился весьма сдержанный и осторожный.

Масла в огонь подлил старожил Сен-Жермена, парижский галерист Франсуа Лафанур (Galerie Downtown), который в этом году поразил всех. Обычно он очень соблазнительно смешивает французских модернистов с чем-нибудь большим и блестящим вроде кресел Рона Арада. В этом году совместно с американским провинциальным музеем The Shaker Museum Mount Lebanon Лафанур привез большую выставку «Шедевры дизайна шекеров 1820—1890». В нее вошли не только аскетичные шкафы и кровати, но и метлы, посуда, шляпные коробки, коробки для рукоделия и прочие подробности скудной жизни англо-американских сектантов. Квакерская бедность выглядит очень изысканно и минималистично, но придает всему разделу Design скорее интеллектуальный драйв: оно, может быть, и умно, но мало вдохновляет гостей ярмарки на трату внушительных сумм. Хотя в целом этот рынок чувствует себя неплохо: в 2014 году продажи дизайна XX и XXI веков достигли 314 млн евро. Главные покупатели — американцы.

Г. Серюрье-Бови. Светильник Rassenfosse, ок. 1900 г. Медь, металл, стекло. Galerie Yves Macaux

TEFAF, конечно, подумала о дорогих первоклассных приманках для жаждущих новых тем и вдохновения коллекционеров. Их было две. Во-первых, небольшая, но головокружительная по качеству и именам выставка рисунка из коллекции старейшего в Голландии харлемского Музея Тейлора (Teylers Museum). О таких экспозициях говорят: «Тут все, о чем вы мечтали, только лучше»: Микеланджело, Рафаэль, Рембрандт, Ватто и наши современники Марлен Дюма, Джузеппе Пеноне и даже Павел Пепперштейн.

Второй, очень эффектной и перспективной инициативой выглядит экспозиция «Ночная рыбалка». В чем суть нововведения? Современное искусство на маастрихтской ярмарке отвоевывало себе место в упорной борьбе. Продавцы старых мастеров противились, упирались и не хотели размывать формат. Однако рынок есть рынок (в 2014 году на произведения послевоенного и современного искусства пришлось 48% всех продаж), и топ-галереям, аккуратно добавляющим суперсовременные работы к голубым фишкам искусства ХХ века, удалось присоединиться к высокой маастрихтской торговле. Ночная рыбалка предписывает привлекать рыб ярким светом фонаря. Точно так же приглашенный куратор Сидни Пикассо — автор одноименной книги о современной скульптуре — собрала по галереям — участницам TEFAF крупноформатные изваяния, работы шести авторов, сильных харизматиков с очень актуальным чувством материала. В пул избранных скульпторов вошли Георг Базелиц, Тони Крэгг, Ричард Дикон, Кристина Иглесиас, Вольфганг Лайб, Марк Мэндерс, Нам Джун Пайк, Маркус Раец. Сидни Пикассо — эксперт в современной скульптуре; экспозиция вышла эффектная, к тому же TEFAF выпустила небольшую книгу с теоретическими статьями о трендах в ваянии и этих мастерах. Совместными усилиями удалось посветить фонарем на современную скульптуру — есть основания надеяться, что цены на нее пойдут вверх. Начало положено блестящее, к тому же есть интрига: всем интересно, куда будут светить фонарем в следующий раз.

Наталья Гончарова. «Мост», 1916. Холст, масло. James Butterwick, 2 млн 500 тыс. евро

Шейла Хикс. Ковер Le Palmier. Шерсть, хлопок, шелк, лен. Тираж 2/6, 1984—85. Atelier Philippe Hecquet, Demisch Danant