Караваджо, Рембрандт, Дмитрий Гутов и другие
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина традиционно не ограничивается демонстрацией своей постоянной коллекции и представляет сразу несколько новых и очень разных экспозиций, посещение которых мы советуем вам обязательно запланировать
«Караваджо и последователи. Картины из собраний Фонда Лонги во Флоренции и ГМИИ им. А. С. Пушкина»
Когда: до 10 января
Инициатива Пушкинского музея и флорентийского Фонда Роберто Лонги позволила собрать экспозицию, состоящую из произведений «караваджистов» — тех самых последователей, значащихся в ее названии. Караваджо здесь представлен своим знаменитым полотном «Мальчик, укушенный ящерицей» — идейным и композиционным центром выставки. Вокруг него — множественные проявления «караваджизма». Интерпретаторов и адептов у Микеланджело Меризи да Караваджо действительно набралось немало, и каждый воспринимал заветы итальянского живописца по-своему, что на экспозиции хорошо заметно: драматургия ее построения предоставляет бесчисленные возможности для сравнения и сопоставления. Без Караваджо вряд ли бы была возможна история европейской живописи, какой мы ее знаем, что кураторы выставки подчеркивают не раз. Значительное влияние оказал он и на Рембрандта, Пуссена или Веласкеса, чьих произведений в коллекции ГМИИ предостаточно. Для Пушкинского это уже вторая экспозиция, связанная с именем Караваджо, и на осведомленность публики музей по праву надеется, в этот раз предлагая узнать и о личности Роберто Лонги — искусствоведа и критика, сумевшего собрать действительно впечатляющую коллекцию произведений искусства, 30 из которых как раз приехали в Москву.
«Александр Пономарев. Ветрувианский человек»
Когда: до 1 ноября
Пушкинский музей не остался в стороне от VI Московской биеннале современного искусства, захватившей весь город, и вместе с ЦУМ Art Foundation знакомит публику с «Ветрувианским человеком» Александра Пономарева. Ошибку в названии экспозиции искать не стоит. Изменив всего одну букву в «Витрувианском человеке» Леонардо да Винчи, Пономарев создал одноименный перформанс, продемонстрировав связь между природой и человеком, о которой мы, что и говорить, действительно стали забывать. Использовав исследования да Винчи, выраженные его рисунком, художник соорудил увеличенную копию ветроуказателя, чей диаметр полностью соответствовал его росту. Отведя для себя роль витрувианского человека, Александр Пономарев выбрал местом проведения перформанса арктическую часть Атлантического океана, где его и осуществил. Закрепив кольцо между мачтами судна, на котором он плыл, перформансист оказался внутри своей работы в означенной позе, добавив ей новых смыслов. Проанализировать метафоричное заявление художника на экспозиции можно в окружении других его работ, разместившихся в зале Микеланджело, или взглянув на фасад музея, значительно преображенный все той же неуемной фантазией Пономарева.
«Рембрандт. Другой ракурс. Произведения Рембрандта Харменса ван Рейна и Дмитрия Гутова»
Когда: до 11 октября
На то, чтобы увидеть полотна Рембрандта новым взглядом, музей дал своей публике ровно месяц. Экспозиция представляет собой соединение прошлого и настоящего, осуществленное при помощи сопоставления работ нидерландского живописца и московского художника Дмитрия Гутова. Произведения последнего показывают, как много общего и одновременно разного у классики и современности. Находя вдохновение в полотнах Рембрандта, Гутов создавал свои собственные произведения, одно из которых появилось специально к выставке. Тактика проведения параллелей между веком нынешним и веком минувшим в версии ГМИИ оказалась весьма удачной, так что хочется верить, что подобное сопоставление того, что было и что стало, будет не последним.
«"Шальные годы" Монпарнаса. Живопись и графика Жюля Паскина и Леонара Фужиты из музейных и частных собраний Франции, Швейцарии, Бельгии и России»
Когда: до 29 ноября
То, что происходило на Монпарнасе в начале XX века, характеристика «шальные годы» описывает довольно точно. Одноименная экспозиция своей целью ставит разобраться в творчестве двух представителей Парижской школы: Жюля Паскина и Леонара Фужиты, — что делает весьма успешно. Множественные параллели, возникающие при взгляде на их работы, подчеркивают не только общие мотивы, но и самобытность каждого из них. Экспрессия Паскина и органичное сплетение японского и европейского в мотивах Фужиты становятся выражением их собственных «шальных лет», проведенных в Париже в компании художников, литераторов и музыкантов, а для всех, пришедших на выставку, — возможностью узнать об этом счастливом времени больше.
«Пятницы в Пушкинском»
Когда: каждую пятницу, начиная со 2 октября
«Пятницы в Пушкинском», хорошо известные всем любителям искусства, возвращаются с летних каникул. Экскурсии по выставкам в компании кураторов, лекции и встречи с современными художниками, концерты и беседы о прекрасном раскинутся сразу на два здания музея — главное и Галерею искусств стран Европы и Америки XIX—XX веков. Провести вечер пятницы в музее, пожалуй, лучшее завершение непростых московских будней.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7