Мистическая мощь художника
Марка Ротко любят аукционные дома, коллекционеры и средства массовой информации. Наши коллеги — эксперты из журнала "Интерьер + Дизайн" — побывали в Гааге на пресс-показе выставки одного из самых дорогих художников XX века
В Муниципальном музее города Гааги (Gemeentemuseum den Haag) открылась выставка художника Марка Ротко, первая в Нидерландах за последние 40 лет. Впервые картины американского абстракциониста экспонируются в одном пространстве с голландцем Питом Мондрианом.
Марку Ротко удалось найти уникальный, неповторимый, ни на кого не похожий стиль. Даже неспециалист способен легко опознать его работы, а значит, определить и порядок цены, и статус владельца полотна. Дело в том, что Ротко — один из самых дорогих и знаменитых художников ХХ века, который периодически бьет рекорды аукционных продаж, порой даже свои собственные. Так, в 2007 году его картина "Белый центр" была продана на Sotheby's за $72,8 миллиона, а в 2012 году полотно "Оранжевое, красное, желтое" ушло с торгов за $86,9 миллиона.
Многомиллионные суммы — лишь внешняя сторона. На самом деле Ротко гораздо глубже и серьезнее. Тем скептикам, которые считают современное искусство исключительно рыночным продуктом, где творчество и художественная ценность находятся где-то на третьем плане, а впереди — раскрутка автора и сформированная мода, им картины Ротко будут достойным ответом. Потому что в его работах есть нерв, страсть, боль. Важно, как настаивал сам автор, смотреть их с близкого расстояния, и тогда в них открывается мистическая мощь. Они действительно способны вызывать у зрителя сильные эмоции, не поддающиеся словесному описанию и для особо впечатлительных — опасные. В этих гигантских размытых цветных полосах и прямоугольниках многие склонны видеть отражение внутреннего мира художника, страдавшего депрессией и сведшего счеты с жизнью в 1970 году.
Тем скептикам, которые считают современное искусство исключительно рыночным продуктом, где творчество и художественная ценность находятся где-то на третьем плане, а впереди — раскрутка автора и сформированная мода, им картины Ротко будут достойным ответом
Судьба художника трагична и интересна. Российский еврей Маркус Роткович, рожденный в 1903 году в городке Двинске (сегодня это латвийский Даугавпилс), вырос в Портленде, штат Орегон, в Америке, куда семья переехала, когда ему было 10 лет. Как художник он начинал с фигуративных работ, пробовал себя в разных направлениях, включая сюрреализм, пока не пришел к тому, что искусствоведы окрестили "абстрактным экспрессионизмом" и "живописью цветового поля". Поворотным пунктом в карьере Ротко считается знакомство с произведением Анри Матисса "Красный кабинет" 1911 года, которое тот увидел в 1949. Цвет увлек его: "Тот факт, что художественная работа начинается с рисунка, — уже академический подход. Мы начинаем с цвета". В то же время он ненавидел, когда его называли колористом, хотя бы и гениальным. "Цвет сам по себе меня не интересует. Это лишь средство передать нечто сакральное".
Примечательно, что уже при жизни Марк Ротко был востребован, что должно говорить об открытости американцев всему новому: в период с 1954 по 1957 годы его работы утроились в цене. Так что когда владельцы пафосного манхэттенского ресторана Four Seasons в 1955 году решили заказать работы для украшения стен современному художнику, они выбрали именно Ротко. Около года тот работал над произведениями, выбрав довольно депрессивную коричневую гамму. Но даже она не отпугнула заказчиков. Впрочем, работа так и не была завершена. Когда Ротко лично пришел в ресторан и увидел цены в меню, он заявил: "Люди, готовые платить за еду такие деньги, никогда не будут смотреть на мои картины". Контракт был расторгнут.
Когда Ротко лично пришел в ресторан Four Seasons и увидел цены в меню, он заявил: "Люди, готовые платить за еду такие деньги, никогда не будут смотреть на мои картины", — и контракт был расторгнут
Неудивительно, что каждая выставка Марка Ротко привлекает всеобщее внимание. Многие наверняка помнят экспозицию "В неведомый мир", которая в 2010 году проходила в новоиспеченном Музее "Гараж". Тогда выставляли двенадцать полотен Ротко, и небольшой зал был полон охранников, бдительно следящих за каждым движением посетителей. Организаторов выставки можно понять: стоимость-то представленных работ астрономическая.
На выставке в Муниципальном музее Гааги (Gemeentemuseum den Haag) (его еще называют "Городским музеем") полотен гораздо больше, а охраны, по крайней мере видимой, — меньше. Основная часть произведений прибыла из Национальной галереи в Вашингтоне. Экспозиция, открытие которой было приурочено к красивой дате — 111-й годовщине со дня рождения Марка Ротко, — будет работать до марта, так что посетить ее вполне реально. Например, для тех, кто отправится в Амстердам (как известно, это один из популярнейших туристических маршрутов), выезд в Гаагу станет отличной сменой декораций. Менее часа езды от Центрального вокзала, и из либерально-сверхтолерантного Амстердама вы попадаете в чинную бюргерскую Гаагу, жители которой пользуются репутацией снобов и ретроградов.
Собственно, Гаага, а отнюдь не Амстердам, является столицей Нидерландов: здесь заседает парламент и проживает королевская семья. Сев на трамвай номер 17 (этот вид городского транспорта в Голландии ходит с регулярностью поездов метрополитена), минут через 15 оказываешься рядом с огромным парком Зоргвлит на северо-западе города. Здесь и находится Муниципальный музей Гааги. Уже одно только здание стоит серьезного осмотра. Ведь его построил Хендрик Петрюс Берлаге, которого называют не иначе как основателем современной голландской архитектуры, и в этом нет ни малейшего преувеличения. Музей — последняя работа мастера. Он умер в 1934 году, и строительство завершали уже без него в 1935. Берлаге поставил целью создать храм искусства, но без излишеств, свойственных классическому стилю. Мастер, стремившийся к рациональности и геометрической строгости, воспевавший красоту гладких поверхностей, выстроил этот "храм" из желтого кирпича, а главным украшением интерьеров сделал кафельную плитку разных цветов и форматов.
Муниципальный музей Гааги — один из самых значимых музеев Нидерландов. Здесь есть и Дега, и Моне, и Пикассо. Но больше всего известно грандиозное, самое большое в мире собрание Пита Мондриана. Музей владеет более чем 300 работами этого художника, создателя направления неопластицизм, вклад в историю искусства которого сравним с вкладом Кандинского или Малевича. Взявшись выставлять Ротко, кураторы не могли не сыграть на этом факте. Потому что сегодня уже никого не удивишь просто экспозицией даже самых замечательных картин. Нужна концепция, и музей во главе с директором Бенно Темпелем нашел ее.
"Идея столкнуть двух абстракционистов разных поколений, европейского и американского, рационального и экспрессивного, может показаться безумной. Но сравнение оказывается интересным"
"Впервые в истории вы увидите висящие рядом работы Ротко и Мондриана" — так формулируют кураторы особенность мероприятия. То есть не просто предлагается после осмотра Ротко продолжить экскурсию в залах Мондриана (что само собой разумеется), но авторы действительно в одном из залов разместили работы двух гениев рядом: начав с ранних произведений одного и второго, закончили финальными. Бок о бок оказались последняя работа Ротко, живопись акрилом в алых тонах, которую он завершил незадолго до того, как 25 февраля 1970 года покончил с собой, а также мондриановская Victory Boogie Woogie (1942—1944) — самая последняя работа в жизни голландца. Такое "подведение итогов" жизни и творчества следует признать блестящим экспозиционным жестом.
"Идея столкнуть двух абстракционистов разных поколений, европейского и американского, рационального и экспрессивного, может показаться безумной, — говорит директор музея Бенно Темпель. — Но сравнение оказывается интересным". Организаторы выставки всячески подчеркивают параллели. "У нас самое обширное собрание Мондриана, в Национальной галерее Вашингтона — самый полноценный Ротко", — говорят они. В пояснительных текстах сообщается, что когда в 1940 году Мондриан приехал в Нью-Йорк, для американских художников он был героем. Молодые авторы, и Ротко среди них, вряд ли могли избежать его влияния. В том, что касается использования цвета, он называл голландца самым чувственным художником. Примечательно, что одну из работ Ротко критики окрестили "размытым Мондрианом".
После глубокого погружения в искусство XX века, если остались силы, стоит сменить временной пласт и отправиться в исторический центр, где расположен Маурицхейс (Mauritshuis). Этот музей совсем недавно открылся после двухлетней реконструкции, что стало значимым событием в культурной жизни Европы. Самые известные шедевры — "Девушка с жемчужной сережкой" и "Урок анатомии доктора Пульпа". Потрясающая экспозиция располагается в залах дворца XVII века, живописные работы в тяжелых резных рамах развешены на затянутых цветными дамастами стенах. Дворец назван в честь первого владельца здания, губернатора Голландской Бразилии Иоганна Маурица Нассау-Зигенского: Маурицхейс дословно означает "дом Маурица". В Гааге найдется немало и других достопримечательностей, которые стоит осмотреть, прежде чем покинуть ее и отправиться обратно в Амстердам.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7