Спектакли, круглые столы, кино и многое другое
Международный фестиваль, придуманный примой-балериной Мариинского театра Дианой Вишневой, в третий раз превращает Москву в центр притяжения знаменитых танцевальных трупп, молодых хореографов и, разумеется, неравнодушных к современной хореографии зрителей. Рассказываем, что можно увидеть на сцене и в кино в рамках открывшегося накануне Context, а также на какие лекции и мастер-классы сходить
Международная программа
Как и в предыдущие годы, Context собирает в Москве громкие имена современной хореографии. Открывшись мини-балетом Ханса ван Манена Life, главную партию в котором исполнила Диана Вишнева, и программой «Голландские мастера» нидерландской труппы Introdance, объединяющей сразу три постановки — Andante Ханса ван Манена, Cantus Нильса Кристи и Daylight Бена Холдера, фестиваль продолжается спектаклями Brenda Angiel Aerial Dance Company, Ицика Галили и труппы Martha Graham Dance Company, каждый из которых заслуживает отдельного разговора. Например, танцор и хореограф Ицик Галили покажет свою премьерную работу Man of the Hour, посвященную Израилю, все роли в которой — у мужчин. Martha Graham Dance Company, которая была создана стоявшей у истоков стиля модерн в танце Мартой Грэм еще в 1926 году, выйдет на сцену с несколькими постановками: Chronicle — ставшей ответом искусства на фашистскую угрозу, Lamentation Variations — посвящением 11 сентября 2001 года, и наконец, The Rite of Spring, поставленной Мартой Грэм на музыку Стравинского. А труппа Brenda Angiel Aerial Dance Company, названная по имени хореографа Бренды Анхиел, так и вообще танцует в воздухе — и не что-нибудь, а танго в спектакле 8cho. На закрытии фестиваля на сцене вновь окажется Диана Вишнева, которая еще раз станцует заглавную партию в постановке Ханса ван Манена Life. Название ее, кстати, неслучайно. Помимо балерины зал увидит на сцене оператора, в режиме life рассказывающего вместе с ней эту историю на языке не слов, но движения и танца.
Кинопрограмма
Каждый год фестиваль Context — это переживания не только в зале театра, но еще и в кино. Сюжеты документалок о танце захватывают не меньше, чем сами постановки. Проверить это очень просто — нужно только прийти в Центр документального кино и выбрать фильм из программы. Все они, к слову, предоставлены San Francisco Dance Film Festival, каждый год раскрывающим все новые тайны из мира современной хореографии и балета. Людей с Кубы, из Норвегии, США и многих других стран объединяет одно — танец, и это одно становится для них целой жизнью. Например, «Человек за кулисами» рассказывает о Винсенте Патерсоне, привыкшем всегда оставаться за кадром, хотя результаты его работы хорошо известны многим, если не сказать всем. Патерсон — тот человек, который не только ставил танцы Мадонне и Майклу Джексону, но и вообще придумал их собственный и легко узнаваемый теперь танцевальный стиль. Сюжет «Редких птиц» строится вокруг постановки Норвежского национального балета «Озеро лебедей» и прослеживает путь от первых репетиций до сенсации, которую вызвал этот балет. «Шесть сезонов» тоже посвящен одной конкретной постановке — The Land Акрама Хама. Здесь находится немало места поэтике — фильм, как и сам свой соло-спектакль хореограф адресует своей родине — Бангладеш. А лента «Балетные классы», в свою очередь, показывает, как и где может начинаться путь будущих великих танцоров: она переносит зрителя в репетиционные залы Национальной балетной школы на Кубе, в которых режиссер Мэри Джейн Доэрти несколько лет следила за жизнью ее учеников.
Расписание фильмов — на сайте Центра документального кино.
Лекционная программа
Фестиваль Context не только показывает, но и учит. Профессионалам он дает возможность встретиться с выступающими в его рамках танцовщиками и хореографами, а интересующимся балетным миром — узнать о нем больше. Например, встретиться можно будет с Джанет Эилберн — художественным руководителем Martha Graham Dance Company, и узнать больше о самой Марте Грэм, не раз перевернувшей мир танца. Не обойдется, разумеется, и без лекции — посвящения Майе Плисецкой, которая так и называется — «Вспоминая Майю Михайловну». Прочитает ее театральный критик и балетовед Вадим Гаевский, о приме-балерине знающий не понаслышке.