Три выставки уходящего лета, которые нельзя пропустить

По версии создателя Baibakov Art Projects и коллекционера Марии Байбаковой

Если арт-галереи устраивают себе в августе передышку, прежде чем войти в новый сезон, то мировые музеи не прекращают работу ни на минуту. Возможно,  сейчас не будет таких больших открытий, как через месяц, но есть некоторые выдающиеся выставки, которые стоит посетить до конца лета.

Основатель Baibakov Art Projects, стратегический директор Artspace и коллекционер Мария Байбакова составила свой список лучших выставок уходящего лета. Самое время узнать экспертное мнение и увидеть те экспозиции, на которые вы не успели сходить ранее в этом году:

 

Первая выставка
"Мане. Возвращение в Венецию" (Manet. Return to Venice)
Палаццо Дукале, Венеция, Италия 
До 18-го августа 

Эдуард Мане. "Олимпия", 1863

"Выставка Эдуарда Мане в венецианском Палаццо Дукале — месте, где держали Казанову, поразила меня своей масштабностью. Здесь собраны все шедевры творчества Мане и многие важнейшие полотна вдохновлявших его итальянских мастеров. Мане для меня — ключевая фигура в истории искусства и один из трех любимых художников. Будучи студенткой в колледже Барнард Колумбийского Университета в Нью-Йорке, я была потрясена картиной "Олимпия", написанной Мане в 1863 году с лика знаменитой парижской проститутки того времени. На парижском салоне 1865-го года это полотно шокировало весь французский beau monde своей формой и содержанием. Мало того, что "Олимпия" смотрела беспардонным взглядом с картины на собравшихся зрителей, некоторые из которых, вероятно, были её клиентами, — публика так же осудила Мане за её холодно-голубоватый оттенок кожи, за якобы небрежно выглядящие мазки кисточки, которые создали ощущения неприязни у аудитории. Мане тогда не пользовался популярностью, по крайней мере в хорошем смысле этого слова, но, тем не менее, эта картина стала началом отсчета развития модернизма, породившего вслед за ним и современное искусство. Хладнокровный реализм Мане заставлял публику смотреть на себя в зеркало критическим взглядом.

Но мастера не рождаются и не развиваются в вакууме,  они постоянно вдохновляются историей и контекстом их современности одновременно. Так и "Олимпия" появилась на свет не случайно — она была вдохновлена "Венерой Урбинской" Тициана (1538 год), которую Мане увидел в Италии во время своих путешествий. Самое интересное для меня в выставке — это возможность в первый раз в жизни увидеть бок о бок эти две работы: "Венеру" Тициана и рядом с ней "Олимпию" Мане.  

Выставка "Мане. Возвращение в Венецию" (Manet. Return to Venice)

"Венера" была написана по заказу герцога Урбино Гвидобальдо II делла Ровере, как пособие для его молодой жены Джулии Варано. Женщина на картине — наивная, пухленькая, застенчивая. Она смотрит кротким взглядом исподлобья на зрителя, держа в руках нежный букетик цветов, пока служанка готовит её одежду на день. Это лишь аллегория замужней жизни — герцог хотел напомнить своей жене о её обязательствах быть сексуальной с ним, но между тем кроткой, и не забывать о детях, которых олицетворяет юная девочка на заднем плане.

Тициан. "Венера Урбинская", 1538

"Олимпия" —  полная противоположность Венеры. Картина Мане как бы отвергает саму идею беспорочного брака, показывая женщину, вызывающе смотрящую на зрителя. Она не обращает внимания на африканскую служанку, предлагающую ей букет цветов от очередного поклонника.

В своем омаже Мане не пропустил ни одну аллегорическую деталь: если в ногах у "Венеры" клубочком свернулся щенок — символ верности, то рядом с туфлями "Олимпии" красуется черная кошка — символ греха, бесконтрольного животного начала, и неудачи. Увидеть две картины в одной комнате — сильнейшее впечатление.

Помимо этих шедевров на выставке вы найдете еще очень много интересного. Выставка "Мане. Возвращение в Венецию" (Manet. Return to Venice) предоставляет нам уникальную историческую возможность увидеть несколько томов учебника по истории искусств в одном месте."

 

Вторая выставка
"Создавая дизайн Вены эпохи модерн 1897-1907" (Designing Modern Vienna 1897-1907)
Neue Galerie, Нью-Йорк, США
До 5-го сентября

 

Neue Galerie, Нью-Йорк, США

"В нью-йоркской Neue Galerie, посвященной немецкому и автрийскому искусству эпохи модернизма,  идет выставка "Создавая дизайн Вены  эпохи модерн 1897-1907" (Designing Modern Vienna 1897-1907) с фокусом на Коломана Мозера — австрийского художника и дизайнера, который создавал интерьеры, графические работы, почтовые марки, витражи, керамику, мебель, текстиль. Эта выставка впервые представляет Американской аудитории Мозера в таком объёме — в ней вы сможете увидеть порядка 200 объектов. Организаторы с ее помощью надеются открыть имя дизайнера более широкой аудитории — Коломан Мозер всегда был в тени знаменитого Йозефа Хоффмана, хотя Мозер также был сооснователем Венского cецессиона наряду с ним и Густавом Климтом ("Портрет Адели Блох-Бауэр I" Климта вы можете увидеть на втором этаже Neue Galerie). В 1903-м году, опять же вместе с Хоффманом, Мозер соосновал Wiener Werkstätte, художественный коллектив (сегодня это бы называлось дизайн-студией по интерьерам) под патронажем предпринимателя Фритца Ваерндорфера. Коллектив занимался переведением идеи Gesamtkunstwerk — тотальной работы — на жилое пространство. Делая дизайн интерьеров, художники создавали для хозяина все, начиная с мебели и заканчивая ручками дверей, шторами, обоями, вилками и ножами. Они не покупали ничего готового в магазинах.  

Выставка "Создавая дизайн Вены  эпохи модерн 1897-1907" (Designing Modern Vienna 1897-1907)

Лично меня зацепила эта выставка больше всего дизайном кухонной утвари.  Так как этим летом я изучала этикет и искусство принимать гостей, мне особенно интересно рассматривать такие приспособления, как серебро для еды и чайные сервизы. Я всегда была фанаткой серебра Хоффмана, в особенности серии номер 135, а вот с творчеством Мозера в сфере дизайна кухонной утвари я была не знакома." 

Йозеф Хоффман. Набор столовых приборов #135, 1902

 

Коломан Мозер. Сервиз для чая и десерта, 1901-1902


Третья выставка
"Маурицио Каттелан" (Mautizio Cattelan)
Fondation Beyeler, Базель, Швейцария 
До 6-го октября 

Fondation Beyeler, Базель, Швейцария 

"В базельском музее Fondation Beyeler проходит выставка Маурицио Каттелана, где собраны пять версий его знаменитых лошадей, тела которых протыкают белоснежную стену. Каттелан — человек с юмором и любит потешиться. Эти лошади представляют из себя тушки реальных животных и висят на стене так же, как мы привыкли видить трофеи охоты, развешанные в библиотеках загородных домов успешных мужчин. Разница только в том, что обычно гордые охотники вывешивают голову животного, а не его тело. Показывая зрителям мир "наоборот", Каттелан призывает их пересмотреть саму идею собирания трофеев, иллюстрирует ее абсурдность. Каждая лошадь — отдельный объект искусства, автор начал создавать их в 2007-ом году, и лошадей всего лишь пять. До этого момента они не были показаны в одном зале — а это, поверьте мне, очень впечатляющее зрелище.

Выставка "Маурицио Каттелан" (Mautizio Cattelan)

Про трофеи у Каттелана есть еще одна забавная работа, которая, увы, не показана на выставке. В 2002-ом году американский предприниматель и миллиардер Питер Брант заказал у Каттелана специальную работу для его совместной семейной коллекции с женой-супермоделью Стефани Сеймур. Каттелану был дан полный карт-бланш, и художник решил сделать что-то действительно достойное семейного музея Брантов: он создал реалистичный бюст обнаженной Стефани, чтобы Питер мог повесить его на почетное место над камином в своем кабинете загородного дома в Коннектикуте. Таким жестом Каттелан намекнул, что Стефани — самый важный трофей, который когда был пойман охотником Питером.

Маурицио Каттелан. "Стефани", 2003

Вообще, Fondation Beyeler — один из моих любимых музеев в мире. В течении 50-ти лет швейцарец Эрнст Бейлер создавал неимоверную коллекцию, включающую в себя шедевры Пабло Пикассо, Клода Моне, и энциклопедическое собрание африканских масок. Когда пришло время решать, что делать с шедеврами в будущем, Эрнст нанял Рензо Пиано — на мой взгляд самого успешного архитектора музеев нашей современности — для постройки здания, которое теперь служит постоянным домом для приобретений Бейлера. Получился романтический музей на природе, где "Водяные лилии" Моне в одном из залов прекрасно сочетаются с лилиями в пруду на территории музея. Бывает, музеи давят своей помпезностью, но это не случай Fondation Beyeler, — здесь я отдыхаю."

Fondation Beyeler, Базель, Швейцария 

Fondation Beyeler, Базель, Швейцария