8 красивых детских книг, которые можно (и нужно) читать взрослым
Держать эти иллюстрированные книги в руках — одно удовольствие. А читать можно с детьми или самостоятельно
Александра Литвина, Анна Десницкая
Это больше не книга, а музей на бумаге — музей старой московской квартиры, рассказывающий историю нескольких поколений одной семьи. Чего только не видели эти стены: революции и репрессии, любовь и ссоры. Не все рассказано в учебниках, но многое хранят в памяти наши бабушки и дедушки, а еще их предметы: мебель, посуда, одежда и книги. Александра Литвина собрала истории и детали, а художница Анна Десницкая изобразила их с большой любовью. Изучать каждую страницу как бродить с фонариком в лабиринте, высвечивая в уголках и на стенах статуэтки, изразцы, газетные вырезки и венские стулья — как на даче.
Лука Тортоллини
Книга — настоящий подарок для поклонников кино: и совсем юных, и взрослых. На страницах — живой и трогательный рассказ о взрослении знаменитого режиссера Франсуа Трюффо, еще и ярко иллюстрированный Викторией Семыкиной. Через историю о непростом детстве показывается размах страстной мечты, превратившейся в реальность. А еще в книге спрятаны отсылки на классику мирового кино — разгадывать можно самостоятельно или воспользовавшись шпаргалкой на задней стороне обложки.
Жозе Жоржи Летриа
«Война не видит, не слышит, не чувствует. Война вползает в сны невинных». Говорить с детьми — да и с самим собой — на болезненные темы непросто. У этой маленькой книги много премий (ее не раз чествовали критики со всего мира), но ценность ее, конечно, не только в этом. Она рассказывает об ужасах войны через короткие, но емкие фразы отца и сына и минималистичные иллюстрации. И делает это нежно, поэтично и аккуратно.
Гру Дале
Норвежской писательнице Гру Дале удалось создать очень точную и трогательную книгу о материнской депрессии, дополненную иллюстрациями художницы Свейн Нюхус. Состояние мамы показано через метафору волос: хорошее и доброе настроение — волосы струятся и блестят, в момент усталости, выгорания и апатии — становятся запутанными и сухими, их нужно расчесать и усмирить прячущихся воронов. Гру Дале в университете изучала, помимо литературы, психологию — вот почему образы у нее получаются точными и до боли знакомыми.
Зошенька
Иллюстратор Зошенька (ударение, кстати, ставится на второй слог) родилась в Южной Африке, в польско-английской семье. Сейчас она живет в Англии — сотрудничает с модными брендами и режиссерами. «Хранитель луны» — ее дебютная детская книга: она отвечала и за текст, и за иллюстрации. Получилась трогательная и невероятно красивая история о дружбе и связи с природой — успокаивающая и очень добрая. Главный герой — зверек Эмиль, хранитель луны. Он подолгу разговаривает с луной и следит, чтобы у нее было все самое необходимое, чтобы вовремя зажигать свой свет. Но однажды луна начинает исчезать.
Том Голд
Новый — притом смелый и очень нестандартный — взгляд на знаменитую библейскую историю о великане Голиафе, пастухе Давиде и их поединке. В центре истории — Голиаф, не Давид. Том Голд рисует его неудачником, ставшим жертвой политиков. Так получается антивоенное размышление, подчеркивающее абсурдность войны и с иронией рассказывающее о ее подноготной: коррупции, эго правителей и бюрократии.
Варвара Помидор, Дарья Агапова
Книга входит в серию комиксов «Путешествия по Эрмитажу», подходит и для детей, и для взрослых. Ее авторы — художница Варвара Помидор (иллюстрации в этой книге и правда прекрасные) и куратор фестиваля «Детские дни в Петербурге» Дарья Агапова. С помощью комиксов они помогают детям изучить искусство глазами главных героев Таси и Вани, а взрослым — по-новому увидеть сокровища музея. «Пожиратель снов» рассказывает о залах японского искусства Эрмитажа: здесь герои примеряют древние маски и неторопливо разговаривают о смысле жизни с оживающими экспонатами.
Таня Борисова
Книга — иллюстрированное признание в любви Москве. Таня Борисова показывает ее через призму своего опыта: обращает внимание читателей на интересные здания и музеи, скульптуры и улицы, рассказывает об истории города. И все это в формате воображаемой велосипедной прогулки. Москва вдруг предстает не шумным мегаполисом, живущим на высоких скоростях, а уютным, теплым городом со своими секретами и потайными уголками.