Многие сравнивают время, в котором мы сейчас живем, с сериалом или художественной книгой. А когда ты сам — герой произведения, садиться у экрана или брать в руки роман не хочется. Колумнист BURO. Анна Попова считает, что утешение в такой непростой период искать следует в неторопливых рассуждениях философов и публицистов — людей, смотрящих на события шире и глубже. В нашей подборке — книги, из которых можно сейчас черпать силы.
Луций Анней Сенека
«Ожидание — главная помеха жизни; оно вечно зависит от завтрашнего дня и губит сегодняшний. Ты пытаешься распоряжаться тем, что еще в руках у фортуны, выпуская то, что было в твоих собственных. Куда ты смотришь? Куда тянешь руки? Грядущее неведомо; живи сейчас!»
Эту небольшую книгу можно назвать концентратом жизненной мудрости. В письмах к другу Паулину римский философ-стоик рассуждает о вечных проблемах: смысле жизни, человеческом тщеславии, его заслоняющем, о том, как важно наполнять каждый день своего существования мудрыми рассуждениями, обращаясь за помощью к великим мыслителям прошлого. И этому совету очень хочется последовать.
Эрик Вейнер
«Всегда следует сомневаться. Сомнение — тот транспорт, что везет нас от одного убеждения к другому. Медленно, со всеми остановками».
Философский экспресс Вейнера отправляет читателя в незабываемое путешествие. Остановки на пути следования — Афины, Дели, Вайоминг, Кони-Айленд, Франкфурт. Все эти места объединяет одно — здесь протекала жизнь и проходило нравственное становление величайших мыслителей, от Сократа до Ницше. Всего в книге их 14. И оказывается, что их уроки, пусть и написанные много веков назад, способны помочь в решении современных проблем.
Массимо Пильюччи, Скай Клири, Дэниель Кауфман
«Сострадание к окружающим — это проявление человечности, одной из четырех основополагающих добродетелей конфуцианства наряду со справедливостью (цельностью и умением устоять перед соблазнами), мудростью, благопристойностью (умением подчиняться правилам поведения в обществе — соблюдать этикет и ритуалы)».
Сборник от популяризаторов науки понятно, легко и интересно описывает основополагающие принципы разных философских школ, восточных и западных, древних и современных: от буддизма и конфуцианства до экзистенциализма и эффективного альтруизма. Авторы предполагают, что своя жизненная философия есть у каждого из нас, даже если мы этого не осознаем. Тем ценнее узнать, что, оказывается, тебе всегда был созвучен аристотелизм или другая система ценностей.
Массимо Пильюччи
«Кое-что с античных времен не сильно изменилось: я говорю о самой человеческой природе. И как раз поэтому слова, написанные для людей, живших почти две тысячи лет назад, их современниками, по-прежнему находят глубокий отклик у нас, живущих сейчас. У греков или римлян не было смартфонов и социальных медиа, самолетов и атомного оружия. Но они любили, надеялись, боялись и умирали точно так же, как мы сегодня».
Стоицизм — одна из самых известных философских систем, появившихся еще в Древней Греции. Современный американский философ, опираясь на взгляды известного стоика, римского философа-раба Эпиктета, раскрывает все особенности направления для современных читателей.
Как оказывается, даже почти за два тысячелетия искусство жить просто, мудро, счастливо и гармонично не утратило своей актуальности.
Уильям Ирвин
«Спросив Эпиктета, что вам делать для хорошей жизни, вы тут же услышали бы: “Живи согласно природе”. Затем он в мельчайших подробностях объяснил бы, как это делается. Если бы вы подошли с тем же вопросом к аналитическому философу XX века, вместо ответа он, вероятно, проанализировал бы сам вопрос: “Все зависит от того, что вы имеете в виду под “хорошей жизнью”. Это, в свою очередь, зависит от того, что имеется в виду под “хорошей” и под “жизнью”».
Еще одна попытка обратиться к стоицизму как к способу сделать лучше себя и мир вокруг — на этот раз от профессора философии Ирвина с опорой на греческие и римские идеалы.
Ален Бадью
«Получается, что молодой человек может оставаться таковым сколь угодно долго, ибо в отсутствие четко определенных границ взрослая жизнь представляется ему дальнейшим продолжением детства, пусть даже с незначительными изменениями».
Современный французский философ Ален Бадью обращается к молодым людям, утратившим нравственные ориентиры и не знающим, куда двигаться дальше и на что опереться. В лучших традициях древних мыслителей он рассказывает о добре, зле, искушениях, подстерегающих на пути взросления.
Томас Манн
«Нельзя, например, быть политиком, полностью пренебрегая миром духовных ценностей, или быть эстетом, погрузиться в “чистое искусство”, забыв о своей общественной совести и наплевав на заботы о социальном устройстве».
В сборник вошли главные публицистические статьи, эссе и очерки классика немецкой литературы, созданные им в период с 1915 по 1950 год. В них Манн размышляет о Первой мировой войне, истории и политике, фашизме в родной Германии, культуре и искусстве.
Жан Бодрийяр
«В общем и целом реклама — это мир ненужного, несущественного, мир чистой коннотации. Она никак не участвует в производстве и непосредственном применении вещей, и однако она входит неотъемлемой частью в их систему — не только потому, что в ней идет речь о потреблении, но и потому, что она сама становится предметом потребления».
В одной из своих ранних работ французский философ-постмодернист обличает современное общество потребления, ориентированное на покупку все новых и новых ненужных вещей. Бодрийяр рассуждает, к чему может привести подобное изобилие, как оно влияет на людей и их взаимоотношения.
Герман Гессе
«Если вы любите писателя, не упускайте возможности познакомиться с его письмами и дневниками, с каждой строчкой, вышедшей из-под его пера, это позволит вам лучше, глубже понять его, человека и друга, которого вы уже узнали и полюбили по его книгам».
В сборнике собраны эссе Гессе о столь дорогой и важной для него литературе, ее роли в жизни людей и основных задачах. Часть работ посвящена писателям, среди которых — Пушкин, Достоевский и Толстой, а также известные западные философы, например, Шпенглер и Кьеркегор.
18.05.22, 12:41